Социокультурная идентификация личности в условиях современного гуманитарного образования

[301]

Главной задачей и движущей силой развития современной личности является идентификация с культурными символами эпохи. Установление такой идентификации не есть некая естественная данность или само собой разумеющаяся сущность трансцендентального единства с миром культурных норм и ценностей.

В процессе социального воспроизводства образование является фактором, обеспечивающим поступательное развитие во всех сферах жизнедеятельности человека. В связи с изменениями социальной системы меняются и качественные (целевые, содержательные, процессуальные) характеристики современного образования. Его личностная ориентация требует поиска оснований для проектирования учебного процесса, который обеспечивал бы полноценное проживание детства и юности как самоценных и социально значимых периодов жизненного утверждения ребенка.

Школьное гуманитарное образование современной России характеризуется множественностью стоящих перед ним задач, обусловленных сменой ориентиров в педагогических системах. В образовательной деятельности обеспечение усвоения учащимися определенной системы знаний, норм и ценностей занимает одно из приоритетных мест. Речь идет не только о воздействии на глубинные структуры личности согласно образовательным стандартам современного общества, но и об активизации механизмов личностного развития.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности, являясь источником и основой установления социокультурной идентификации, играют важную роль в формировании личности — члена социума. Они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку. Ценности мотивируют деятельность и поведение человека в той степени, в какой его ориентация в обществе, стремление к достижению отдельных целей соотносится с общественными нормами.

На характер и степень социокультурной идентификации личности оказывают влияние следующие факторы: система ценностей общества как конкретно-исторические представления об «идеальном» человеке и обществе, о назначении человека и т. д.; мера освоенности человеком [302] мира, степень его изученности; природно-культурная среда, «общественное бытие», в котором развивается жизнедеятельность человека и формируются его потребности. При этом имеет место тесное взаимодействие данных факторов, т. к. все внешние влияния на индивида преломляются через его сознание.

В настоящее время ведущими принципами новой образовательной модели являются: гуманистическая установка образовательного процесса; акцентирование всей деятельности на личности ребенка; реализация принципа социальной справедливости; гуманитарная направленность образовательных дисциплин. Меняется роль школьного гуманитарного образования. Согласно образовательным стандартам оно призвано реализовывать следующие функции:

  • в сфере деятельности: ориентировка в основных видах социальной активности; формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления;
  • в сфере общения: обогащение содержания и форм общения; раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей; развитие навыков общения;
  • в сфере самосознания: формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности; осмысление своей социальной принадлежности, своих социальных ролей; формирование самооценки и саморегуляции.

Реализация данных функций, нацеленная на установление ребенком собственной социокультурной идентичности, зависит от актуализации потенциала, заложенного в содержании гуманитарных дисциплин. Это содержание включает материал как «аксиоматического» (конкретные факты), так и «проблемно-эвристического» (интерпретация фактов, явлений) характера, т. е. дидактически переработанный социально-культурный опыт, необходимый для развития личностной ориентации. Только на его основании возможен выбор предпочтений, высказывание собственного мнения, проявление автономных жизненных планов.

В гуманитарных предметах зачастую отсутствуют четко выраженные структурные связи между компонентами содержания: расплываются границы между фактом как таковым и эмоционально-ценностным отношением к нему: «знания существуют в форме мнения» (Г.И. Школьник). В отличие от точных дисциплин гуманитарные имеют дело только с идеальными объектами, свойства которых нельзя проверить экспериментальным путем, что приводит к существованию множества гуманитарных истин, каждая из которых вполне оправдана собственной позицией человека. В то же время познаваемые объекты этих дисциплин являются по отношению к учащимся в некотором [303] роде «жизненными», «активными», т. к. в них аккумулируется духовный опыт человечества; знания, заключенные в них, обладают особой нравственной ценностью (С.Л. Рубинштейн).

Дидактическая конструкция как единство содержательного и процессуального обретает личностную направленность, если преподавание гуманитарных дисциплин осуществляется одновременно в двух аспектах. Первый из них заключается в формировании у школьников системы конкретных знаний из аксиоматического блока учебных предметов.

При подключении второго аспекта образовательного процесса формируется способность к личностной рефлексии над получаемой информацией. С этой целью внимание учащихся необходимо концентрировать на проблемно-эвристическом блоке гуманитарных дисциплин.

Современной педагогической наукой накоплены представления о возможностях и условиях реализации различных средств формирования фундаментальных личностных образований. К числу необходимых характеристик, которыми должны обладать подобные средства, относятся: их адекватность возрасту и психологическим особенностям школьников; средства должны обеспечивать учащимся позицию активных субъектов, способствовать переводу знаний на личностный уровень; средства должны представлять собой систему, элементы которой дублируют друг друга;

Возникает необходимость в оптимальном сочетании этих средств, их разумном конструировании. Оптимальность системы дидактических средств, направленных на формирование у школьников ценностных ориентаций, определяется как целевыми характеристиками этапов процесса, так и функциональными особенностями самих средств. Центральное место среди них занимают учебные задачи с актуализированным ценностно-смысловым аспектом. Задачи ценностно-смыслового характера отличаются полифункциональностью, реализуя информационную, развивающую и организационно-управляющую функции.

В использовании системы средств формирования ценностной ориентации необходимо учитывать следующие принципы: принцип системности, принцип систематичности, принцип постепенного усложнения средств, принцип «двумерности» (условие первой задачи — «извне заданное», затем — «субъектно»).

Ориентация учащихся на принятие и интерпретацию ценностно-смысловой информации, исходящей от учителя, способствует становлению у них ценностной ориентации. Закладывается основа для дальнейшего развития собственной активности школьников в присвоении ценности. Организация диалогового взаимодействия позволяет говорить о приобщении школьников к познавательным и смысловым реальностям друг друга. Акцентирование внимания учащихся на сложной, [304] прогностико-ориентированной информации из проблемно-эвристического блока гуманитарных дисциплин определяет возможности в достижении высшего уровня формирования ценностной ориентации.

Заключая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время параметры образовательной среды, нацеленной на развитие учащихся, моделируются посредством предметных программ, учебников, учебных пособий. Особенности и проявления социокультурной идентификации личности находят отражение в меняющихся целях, принципах отбора и в специфике построения содержания современного гуманитарного образования.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий