Психологические условия формирования менталитета в секулярном обществе

[50]

В работах последних лет психологи все чаще стали обращать внимание на особенности и структурные отличия менталитетов разных народов. Понятно, что содержание менталитета заключается в когнитивной сфере и характеризуется, прежде всего, семантическими категориями и знаниями, которыми владеет изучаемая общность. В совокупности с верованиями, знания составляют представления об окружающем мире.

С одной стороны, менталитет проявляется в типичном, стереотипном для представителя данной культуры поведении. К нему тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие выбор одной из поведенческих альтернатив.
[51]

С другой стороны, менталитет проявляется в категоризации — психическом процессе отнесения единичного опыта, события, переживания к некоторому классу. В качестве класса могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, стереотипы и т.д. Процесс категоризации непосредственно включен в процесс восприятия, мышления, воображения, объект которых воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, а как представитель некоторого обобщенного класса, причем на этот объект переносятся особенности и характерные признаки данного класса явлений.

Поэтому категориальный анализ позволяет выявить представления людей об окружающем мире и о них самих. За высказываниями (письменными и устными) стоят определенные категории, которые являются носителями социального опыта: семантические структуры естественного языка (вербальные значения), символы, ритуалы, формулы, схемы и Исследования этнопсихологического своеобразия народов в отечественной психологии базировались на идеях Л.С. Выготского о роли культуры в развитии человека. Центральным положением культурно-исторической концепции является «утверждение о существовании глубинной связи между конкретным окружением, в котором существует человек, и фундаментальными, отличительными качествами человеческого разума…».

Ряд исследователей сходятся во мнении, что во многих современных государствах, особенно неевропейского типа, мы сталкиваемся с двумя факторами определяющими поведения людей: с одной стороны, нормы и традиции группы, к которой человек принадлежит, с другой стороны, современные условия жизни с конкурентными отношениями в производстве, которые формируют в человеке индивидуалистическую направленность.

В работе А.Ю. Мингбаева исследуются влияние народных традиций на развитие нравственной сферы личности подростков. В своей работе он показывает, что, во-первых, народные традиции у некоторых народов являются устойчивыми, жестко контролируемыми обществом образованиями, во-вторых, традиции активно поддерживаются в семье и являются «важными компонентами» социальной ситуации развития личности, и потому имеют важное значение для процесса социализации ребенка.
[52]

Ле Тхи Тхань Хыонг провела сравнительный анализ развития моральной сферы детей русской и вьетнамской национальностей. Ею выявлен ряд существенных различий в развитии личности детей Вьетнама и России. Моральное развитие вьетнамских детей идет быстрее, что объясняется особенностями семейного воспитания и многодетной структурой семьи. Ле Тхи Тхань Хыонг приходит к выводу, что вьетнамские дети предпочитают отношения в малой группе и правилами, характерные для взаимодействия в таких группах, кроме того им свойственны такие качества как уступчивость и послушание; русские дети предпочитают широкий круг общения и соответствующие ему правила. Также ею подчеркивается специфика взаимоотношений детей и взрослых во Вьетнаме, а именно, почтительное отношение детей ко взрослым, что обуславливает предпочтение со стороны детей принципа «послушания». Этим объясняются истинные мотивы морального поведения детей.

А.Х. Гафур в своем исследовании сравнил личностные особенности афганских и российских подростков. Он отмечает, что афганские подростки считают себя положительными, с точки зрения морали, людьми, уверены в соответствии своего поведения нормам, принятым в обществе, и относятся к себе положительно, также им свойственна выраженная «нормативность личности». Российским подросткам свойственны желание рискнуть, критичное отношение к событиям жизни, в поведении ориентируются на себя.

В последние годы много исследований проводилось в различных регионах Средней Азии, в которых был выявлен ряд этнопсихологических особенностей в развитии личности народов, проживающих на данной территории. В работах Т. Атаева, С.З. Канаева, О.Б. Мухамедбердиева в качестве фактора, детерминирующего этнопсихологическое своеобразие среднеазиатских народов, рассматривается исламская религия. С.З. Канаев подчеркивает, что ислам через систему ритуалов и праздников, обычаев оказывает влияние не только на верующих, но и неверующих. Т. Атаев говорит о том, что не только религия влияет на развитие личности, но и сам выбор той или иной религии обусловлен особенностями образа жизни того или иного народа. В связи с этим он пишет: «Действуют также этносоциальные детерминанты религиозной психологии ислама, уходящие корнями в далекое прошлое и проявляются в ряде специфических форм. К ним относятся традиционалистский тип социальных отноше- [53]
ний, выражающийся в жестком подчинении сложившихся нормам и образам в производственной сфере, в быту, в семье, в общении».

О.Б. Мухамедбердиев в своем исследовании показывает, что национальное самосознание среднеазиатских народов определяется особенностями исламской религии и «дефицитом личностного начала» по сравнению с ярко выраженной индивидуалистической направленностью европейских народов.

Таким образом, в исследованиях, проведенных в Средней Азии выявлен ряд существенных характеристик этнокультурной среды, влияющих на развитие личности. Во-первых, многими исследователями отмечается взаимовлияние исламской религии и этнической специфики региона. Во-вторых, выявлена психологическая зависимость человека от ближайшего окружения. В третьих, регуляция поведения осуществляется через систему норм, обязательную для всех членов общества. В-четвертых, отмечено, что этнокультурная среда проявляется не одинаково в городе и в сельской местности, так как в городской сфере, помимо национальных традиций, важную роль играют современные условия жизни.

Подводя итог нашему небольшому теоретическому анализу проблемы, мы можем выделить главное положение, значимое для нас. Оно состоит в признании тесной взаимосвязи особенностей личностного развития и организации этнокультурной среды. Мы утверждаем, что этническое своеобразие среды влияет на весь характер психического развития ребенка. Такой значимый для восприятия информации психический процесс как категоризация получает этническую окраску в ходе развития ребенка в определенной среде.

Этнические особенности категоризации объектов, таким образом, могут быть более выражены в том возрасте, когда ребенок еще не подвергался длительному воздействию обучения, построенного на базе полиэтнических культурных программ. Этнические особенности категоризации наиболее явно проявляются у детей казахской национальности в младшем школьном возрасте. В этом возрасте структура категоризации не получила еще существенного преобразования под влиянием школьного обучения, в ней еще сохранена этнокультурная специфика. В ходе школьного образования дети-казахи обучаются, в основном, по тем же методикам и программам, что и русские дети в России и Казахстане. В связи с этим, происходит нивелирование этнических отличий в характере категоризации в процессе школьного обучения.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий