Игорь Иванович Евлампиев

Евлампиев Игорь Иванович (р. 4.10.1956) — специалист в области истории русской философии и культуры; доктор философских наук, доцент. Родился в г. Петропавловск-Камчатский. Окончил физический факультет ЛГУ (1980), аспирант философского факультета ЛГУ (1986). В 1986-1997 гг. работал последовательно ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры философии Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета). С 2000 г. работает на кафедре философии Северо-Западной Академии государственной службы. Преподает на философском факультете СПбГУ. Кандидатская диссертация — «Философское значение формализации физического знания» (1987); докторская диссертация — «Метафизика человека в русской и западноевропейской философии конца XIX - начале ХХ века» (2000). В своих работах исследует русскую философию XIX-XX вв. в контексте общеевропейского историко-филосфского процесса. Доказывая тесную взаимосвязь исканий русских философов с поисками их западных современников, Евлампиев видит специфику русской философии второй половины XIX — начала ХХ века в стремлении выработать совершенно новую метафизическую модель человека, противостоящую классическим рационалистическим представлениям о человеке. Особое внимание обращается на постепенное оформление в трудах русских философов начала ХХ века (С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Н. Бердяева и др.) принципов «неклассической» метафизики, сходной с той, что была предложена в 20-30-е годы М. Хайдеггером (с его «фундаментальной онтологией»). Итогом многолетних исследований стала монография «История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта» (в 2-х тт., СПб., 2000).

Сочинения:


I. Монографии и учебные пособия


  • Антропология Достоевского. // Вече. Альманах русской философии и культуры. 1997. Вып. 8. С. 122-196.
  • Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Санкт-Петербургское отделение издательства «Наука», 1998.
  • История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х тт. СПб.: «Алетейя», 2000.
  • Художественная
    философия Андрея Тарковского. СПб.: «Алетейя», 2001.
  • История русской философии (учебное пособие). М.: «Высшая школа», 2001.

II. Статьи (выборочно)


  • Смерть как преодоление и как испытание: событие смерти в фильмах А. Тарковского и А. Сокурова. // Альманах Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.
  • «Драма миротворящего Божества»: Бог и человек в философии Ивана Ильина. // Ступени. 1992. № 3. С. 66-89.
  • На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба. // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. СПб., 1993. С. 7-25.
  • Метафизические предпосылки идеологии либерализма и ее типы (либерализм как цель и либерализм как средство). // Философские науки. 1994. № 4-6. С. 73-82.
  • Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 5-34.
  • История литературы как археология человека // Silentium. Философско-художественный альманах. Вып. 3. СПб., 1996. С. 100-111.
  • Андрей Тарковский и новая философия человека // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 48-61.
  • Два измерения интерпретации // Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СПбГУ. 1997. С. 138–152.
  • Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия. // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 18-34..
  • Антропологическая тема в русской философии. // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия… Вып. 3. 1998. С. 24-29 .
  • Petersburg, Moscow, Rome: Intertwining Metropolitan Myth. (The City As A Meaning-Generating Center of Culture). // The City as Cultural Metaphor. Studies in Urban Aesthetics. Series of International Institute of Applied Aesthetics, volume 4, Lahti, Finland, 1998. P. 200-207.
  • «Страсти по Андрею»: философия жертвенности. Андрей Тарковский и традиции русской философии // Вопросы философии. 2000. № 1. С. 56-70.
  • Традиция исихазма в русской культуре: от Андрея Рублева до Андрея Тарковского. // Verbum. Вып. 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб., 2000. С. 85-103.
  • «Человек современности» и «вечный человек»: к метафизике пророчества // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия… Вып. 1. 2000. С. 23-28.
  • Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия… Вып. 3. 2000.
  • Философские и правовые воззрения Евгения Трубецкого. // Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 3-37.
  • Прогулка по кладбищу (проблема посмертного существования в творчестве Достоевского). // Альманах «Фигуры Танатоса». Шестой выпуск. СПб., 2001.
  • Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека. // Вопросы философии. 2002. № 2 (в печати).
  • О главном принципе метафизики Вл. Соловьёва (личность и Абсолют) // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.17-23

Тексты