Адаптация синкретических сект к современным условиям (на примере китайской секты «Фалуньгун»)
Последние десятилетия 20 века стали временем появления и распространения в разных странах немалого числа «новых» синкретических религиозных учений и сект. Их возникновение и деятельность прямо или косвенно связаны с комплексом сложных политических, экономических, социально-культурных и иных процессов, охвативших мир к концу истекшего столетия. Наибольшее значение имеют, по-видимому, такие явления как крушение мировой системы социализма, нарастание тенденций экономической и культурной глобализации (преимущественно на западной основе), наконец, стремительный прогресс информатизации всемирного социума.
В новых условиях ослабляется воздействие многих «местных» традиционных институтов и структур, в том числе и религиозной веры, что побуждает к поискам идей для заполнения возникших в сознании людей «лакун». Результаты таких поисков в одних случаях порождают религиозный экстремизм типа исламского, в других же приводят к созданию и распространению претендующих на универсальность синкретических учений.
Типичными примерами такого рода синкретических учений являются возникшая в японии секта «Аум Синрике» и созданная в Китае (на основе учения Фалуньдафа) секта «Фалуньгун» (Фалунь дафа).
Учение «Фалуньгун основано на смешении элементов буддизма, даосизма и народных верований, причем основная роль отводится буддизму. Название «Фалуньгун» в переводе с китайского означает «духовная энергия Колеса Закона». Секта основана китайцем Ли Хунчжи в 1992 году.
На примере секты «Фалуньгун» можно рассмотреть элементы адаптации синкретических конфессий к современным условиям.
Особенностью современного этапа эволюции синкретических сект (не толко китайских) является, в частности, освоение ими новых пространств — проникновение за пределы «породившей» их страны.
[50]
Синкретические религии как социальное явление не могут игнорировать ситуацию глобализации, каждое учение стремится претендовать на обладание «мировой мудрости». Не стало исключением и учение «Фалуньгун». Доктрина Ли хунчжи нашла последователей во многих странах мира, в том числе во Франции, Канаде, США, Англии, Австралии, России и др.
Во-вторых, в условиях все более глобализирующегося информационного общества качественно отличаются средства и методы распространения сведений об учении от использовавшихся в прошлом. Лекции Ли Хунчжи записаны на аудио и видео кассеты, лазерные диски. Широко используются современные средства связи: электронная почта, Интернет, факс, телефон. У секты «Фалуньгун» несколько своих сайтов на разных языках, отчего борьба правительства КНР против «Фалуньгун» приобрела характер «информационной войны», на одном из этапов этой борьбы были заблокированы доступы к сайтам секты в Интернете.
В-третьих, приверженцами учения для его распространения используются современные агитационно-пропагандистские методы:
- организация конференций, митингов и других публичных акций в поддержку учения,
- раздача литературы и информационных листков,
- аренда помещений для чтения лекций и проведения занятий и т. д.
Первой демонстрацией последователей секты «Фалуньгун» была демонстрация 25 апреля 1999 года, преследовавшая цель опротестовать решение правительства о наложении запрета на дальнейшее распространение учения в Китае и объявлении его вне закона.
Последнее событие подобного рода — Первый Мировой Конгресс Науки и Культуры Будущего, организованный с 3 по 10 марта в университете Кембриджа (Англия).
В-четвертых, сохраняется роль личности, выдвинувшей и реализовавшей идею создания организации на базе сфабрикованной религиозной доктрины. Вслучае с организацией «Фалуньгун» речь идет о ее создателе — Ли Хунчжи. Его исключительная роль неоднократно подчеркиваеся им самим в словах: «Только один человек может спасти Вас (только Учитель)». Подобные бредовые идеи Ли Хунчжи должны приниматься приверженцами «Фалуньгун» на веру. Примеры таких абсурдных, с точки зрения здравого смысла, рассуждений приводились на выставке, проводимой 5 января 2002 года в библиотеке имени Маяковского (выставка была организована Генеральным Консульством КНР в Санкт-Петербурге): «современную [51] науку силой навязали человечеству инопланетяне». «Мораль человечества порочна и повсюду людей окружают злые духи».
В-пятых, новое звучание приобретает традиционная политика борьбы китайского правительства с еретическим учением, в которую вмешиваются «третьи силы». В частности, США упрекают Китай в нарушении прав человека, по данным, публикуемым последователями секты, в тюрьмах КНР было замучено около 265 человек, практикующих учение, из них за последние месяцы 2001 года — 30-60 человек.
Наконец, вопрос о финансировании деятельности секты остается открытым: очевидно, что в организацию вложено не мало средств: производство кассет, издание литературы, информационных листков, поездки Ли Хунчжи, проведение конференций и конгрессов, аренда помещений и многое другое. На информационных листках можно прочесть: «Это издание выпущено полностью на личные средства практикующих Фалуньгун». Однако, не малые суммы вложенных средств заставляют усомниться в том, что личные средства последователей учения единственный источник финансирования. Можно предположить существование иных, в частности следующих источников финансирования:
- индивидуальные лица и частные фонды на Западе,
- средства проживающих на Тайване чиновников и бизнесменов,
- структуры спецслужб США, Англии и других западных стран.
Разумеется, эти источники средств практически не афишируются.
Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что секта «Фалуньгун» является вполне современным новообразованием, и что бы ни говорил ее создатель Ли Хунчжи о вреде современной науки, он использует, более того, эксплуатирует немало научных достижений. Факты же деятельности «Фалуньгун» свидетельствуют о своеобразном синтезе традиционного и современного в процессе адаптации новых синкретических религий к объективным реалиям наших дней.