Новое движение Фалуньгун, последователи которого прошли шествием 16 августа 2003 года по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, и развернувшее несколько лет назад шумную кампанию в свою защиту, не ново для Китая. Это классический пример того, что в современной синологии получило название «синкретическая религия».
Синкретические религии являются наряду с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, важнейшей составляющей китайской духовной культуры. На протяжении всей истории Китая, начиная с эпохи Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), они играют довольно заметную роль, оказывая время от времени влияние на политическую ситуацию.
Среди характерных черт данных объединений наиболее важными являются три: ярко выраженный эсхатологизм, обожествление лидера и, собственно, синкретичность.
Первая черта проявляется в том, что в учении этих сообществ сильны ожидания скорого изменения мира, после которого спасутся только члены данного сообщества или же они будут занимать некое привилегированное положение. Иногда это позиция, которую можно назвать активным эсхатологизмом, то есть попыткой привести мир к чаемому изменению силой. Данная позиция была причиной многих восстаний в средневековом Китае.
Вторая черта проявляется в веровании в особый духовный статус лидера движения. Обычно его считают воплощением какого-нибудь будды, чаще всего Майтрейи, либо неким другим обетованным существом, вроде манихейского Мин-вана (Царя Света).
Третья черта проявляется в невозможности свести учения данных сообществ к какой-нибудь из основных религий Китая при наличии достаточно большого числа заимствований в области практики и терминологии. При этом содержание учений выглядит достаточно организованным, поскольку обычно присутствует некоторая регулирующая идея, выражающаяся либо в конкретном образе (например, Ушэн лаому — Нерожденная праматерь), либо в какой-то идиоме (например, Великая Пустота или Истинная Пустота).
К этому следует добавить, что многие учения этой группы обещают избавление от болезней для своих последователей, разумеется, при условии соблюдения предписаний.
Данные религии всегда вызывали тревогу официальных властей в Китае, и было бы ошибочно предполагать, что достаточно жесткая реакция на них — это особенность коммунистического режима. Несомненно, однако, что активная антирелигиозная установка КПК еще более усложняет ситуацию.
Причиной такого настороженного отношения властей служит нерегулярность и, соответственно неконтролируемость синкретических религий. Эти движения возникали и возникают как правило стихийно, иногда в нескольких близлежащих районах. Основателями их являются по преимуществу маргинальные личности: беглые или изгнанные монахи, шэньши (книжники) не получившие должности или лишившиеся ее, медиумы, которым, якобы, являются духи, указавшие истинный путь. Осуществляли свою деятельность они обычно тайно, и к тому же не стремились к соблюдению установленных ритуальных норм. Довольно распространенным обвинением в их адрес было обвинение в распутстве, что подразумевало чаще всего то, что на их молениях мужчины и женщины молились не раздельно, а «как попало, вперемешку».
Следует учесть еще момент, частично затронутый в начале. Очень часто в идеологии этих движений содержались ярко выраженные оппозиционные заявления, а сама структура организации могла копировать государственную. Поэтому, когда обнаруживалось нечто подобное, власти могли начать преследования, что, учитывая постоянную возможность антирежимных выступлений, вполне логичная реакция.
Справедливости ради нужно указать, что далеко не всегда синкретические религии запрещались. Могло быть и так, что власти разрешали деятельность каких-то организаций. Условием легальности было отсутствие вреда для общественного порядка. «Список» запрещенных и разрешенных учений постоянно менялся.
Движение Фалуньгун по своим основным чертам вполне попадает в категорию синкретических религий
По своему характеру Фалуньгун является учением, провозглашающим скорое наступление новой эры, эры света или «ортодоксального Закона», когда все будут следовать порядку, установленному в соответствии с основными принципами учения: Истина, Добро, Терпение (Чжэнь, Шань, Жэнь), которые являются также и принципами мироздания. Современную ситуацию лидер движения Ли Хунчжи оценивает как катастрофическую, и говорит, что в подобные эпохи всегда приходит Просветленный с целью спасти человечество, намекая при этом на себя. Земля же по его словам — это «помойка вселенной», куда падают самые испорченные души. Основатель движения склонен называть свою систему «цигун по системе Будды», утверждая преемственность своих методов прямо от Будды и подчеркивая при этом, что она не имеет никакого отношения к буддизму как институциализированной религии. Название движения может быть переведено как «Усердная работа с Колесом Учения». Все это указывает на приверженность его основателя некоторым буддийским идеям, что, учитывая широкую распространенность этой религии в Китае, не удивительно. Одновременно с этим он отдает свою дань даосизму, что в частности отразилось на характере эмблемы Фалуньгун, где в центре помещен знак «тайцзи» или великий предел, чаще всего используемый именно последователями даосизма.
Кроме этого существуют еще косвенные указания, позволяющие отнести данное учение к разряду синкретических. Это особое внимание к таковым самого Ли Хунчжи. Он специально рассматривает их в своей книге «Фалуньгун» и говорит об их особой силе, а также о том, что их методы предназначены исключительно для избранных. При этом, однако, свое учение он выделяет особо, но фраза о методах «бокового входа», что они совершенствуют по образцу вселенной затем повторяется и по поводу Фалуньгун.
Следует сказать несколько слов о том, что понимается под Фалунь в самой школе. Фалунь — это некое живое существо, пребывающее в основе мироздания, и имеющее свою проекцию в теле практикующего. Помещает ее туда сам глава школы в момент вступления в нее нового члена. Располагается Фалунь там, где обычно расположено так называемое «нижнее киноварное поле» в традиции «внутренней алхимии» в даосизме, и в традиции современного цигуна.
Ли Хунчжи заявляет, что он отсрочил грядущий взрыв земного шара на 30 лет, а также, что до этого тоже самое сделали его отец и дед. Кроме того, достаточно хорошо известно, что он изменил свою дату рождения, так, чтобы она совпадала с днем рождения Будды. С 7 июля 1952 года на 13 мая 1951 года. При этом сам он отводит от себя обвинения в подлоге и говорит, что это просто совпадение, и что дату его рождения перепутали во времена Культурной революции. Для последователей Фалуньгун лидер пользуется непререкаемым авторитетом. В конце каждого его труда есть специальные указания о том, как именно надо передавать его слова. В этих правилах специально оговаривается, что нельзя ничего прибавлять от себя к тому, что сказал Ли Хунчжи. Также он утверждает, что практикует вот уже несколько десятилетий, и нисколько не изменился внешне, что должно указывать одновременно и на эффективность проповедуемого метода, и на необычность самого лидера. В книге «Чжуань Фалунь», кроме этого он утверждает, что его изображение обладает особой силой, позволяющей последователям при помощи него освящать изображения Будды. Известно его недоверчивое отношение к обычной медицине. Он настаивает на том, что для практикующего его метод ничего больше не только не нужно, но даже и вредно. Свои слова он недвусмысленно отождествляет с Фалунь, о чем прямо говорит на страницах своего труда «Фалуньгун».
Последователи «Фалуньгун» постоянно подчеркивают, что их движение не носит политического характера. Однако, многие их действия заставляют в этом усомниться.
Фалуньгун открыто заявило о себе в 1992 году как Общество по изучению великого закона колеса Дхармы и с 1992 по 1999 годы численность последователей Ли Хунчжи возросла до нескольких миллионов. 25 апреля 1999 года Фалуньгун организовало пикетирование Чжуннаньхая, резиденции глав КПК и КНР, после чего через некоторое время последовал запрет на деятельность данной организации. Основной причиной запрета послужило то, что в рядах Фалуньгун обнаружилось достаточное количество членов КПК. Ли Хунчжи в этот период уже шесть лет жил в США. Однако, за три дня до акции он появлялся в Китае. Поводом для акции послужила статья сотрудника Института теоретической физики Академии наук Китая Хэ Цзосю, где он прямо обвинил Ли Хунчжи в надувательстве, в связи с заявлениями последнего об отсрочке конца света.
Позже, 23 января 2001 года произошло самое шумное событие. Несколько последователей Фалуньгун покончили с собой самосожжением на площади Тяньаньмэнь. Сами фалуньгуновцы утверждают, что эта акция с начала и до конца была сфабрикована спецслужбами КНР. Аргументом служило то, что показ записи сначала запретили, а потом разрешили китайские власти. Причиной акции по официальной версии был запрет на открытую деятельность организации.
Последний крупный инцидент, связанный с Фалуньгун, произошел 5 марта 2002 года. Представителям движения каким-то образом удалось перекрыть канал телевещания агентства «Синьхуа» и выступить с обращением к общественности.
Многие заявления Ли Хунчжи носят ярко выраженный протестный характер. Например, в одном из своих канонов лидер движения говорит, что ему во сне явились те, кто не смог родится из-за демографической политики КПК. Кроме этого, довольно часты высказывания, где представители власти и правопорядка называются «дьяволами» или слугами «дьявола». Можно также прибавить странное заявление, сделанное в связи с ясновидением в книге «Чжуань Фалунь», где говорится, что следует воздерживаться от использования этой способности, так как в противном случае государственные тайны перестанут быть таковыми.
Несомненно, что преследования, которым подвергся Фалуньгун в КНР, являются политическими по преимуществу. Власти склонны рассматривать это движение как угрожающее внутриполитической стабильности. К этому еще следует добавить, что согласно религиозному законодательству КНР, религиозные организации, имеющие центр не на территории КНР, являются незаконными. Если учесть, что Ли Хунчжи с 1993 года постоянно проживает в США, то движение вполне подпадает под данный пункт китайского законодательства.
В конце следует отметить тот факт, что большинство информации, поступающей как со стороны официальных властей, так и со стороны Фалуньгун нуждается в тщательной проверке, поскольку с обеих сторон мы имеем дело с пропагандистскими выпадами. Например, известия о колоссальных жертвах этого движения выглядят несколько странно на фоне ситуации в соседнем Тайване, где это движение не запрещено и откуда ни о каких особенных инцидентах (убийствах, самоубийствах и т. п.), связанных с Фалуньгун не сообщается.
С другой стороны, как было показано выше, аполитичность Фалуньгун тоже вызывает некоторые сомнения и, возможно, целью Ли Хунчжи является не только освобождение своих последователей от их личных невзгод.
Добавить комментарий