Фалуньгун как вариант современной синкретической религии

[52]

Синкретические религии являются наряду с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, важнейшей составляющей китайской духовной культуры. На протяжении всей истории Китая, начиная с эпохи Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.), они играют довольно заметную роль, влияя время от времени на политическую ситуацию.

В большинстве случаев подобные объединения носят строго региональный характер, однако в некоторых случаях, например в случае с Игуаньдао, они распространяются довольно широко.

Среди характерных черт данных объединений наиболее важными являются три: ярко выраженный эсхатологизм, обожествление лидера и синкретичность.

Первая черта проявляется в том, что в учении этих сообществ сильны ожидания скорого изменения мира, после которого спасутся только члены данного сообщества или же они будут занимать некую привилегированную позицию. Иногда эта позиция, которую можно назвать активным эсхатологизмом, то есть попыткой привести мир к чаемому изменению силой. Данная позиция была причиной многих восстаний в средневековом Китае.

Вторая черта проявляется в веровании в особый духовный статус лидера движения. Обычно его считают воплощением какого-нибудь будды, либо неким другим обетованным существом, вроде манихейского Мин-вана (Царя Света). В некоторых случаях лидер является медиумом, получающим послания от неких небесных существ.

Третья черта проявляется в невозможности свести учения данных сообществ к какой-нибудь из основных религий Китая при наличии достаточно большого числа заимствований в области практики и терминологии. При этом содержание учений выглядит достаточно организованным, поскольку обычно присутствует некоторая регулирующая идея, выражающаяся либо в конкретном образе (например, У Шэн лао-му), либо в какой-то идиоме (например, Великая Пустота).

Заявившее о себе в 1992 году новое учение, имеющее название Фалуньдафа, что в переводе с китайского значит Великий Закон Колеса Учения, или по названию своего метода Фалуньгун —
[53]

Усердная работа с Колесом Учения (слово образовано по аналогии со словом цигун) может быть квалифицировано как современный вариант синкретической религии.

Рассмотрим это в соответствии с указанными тремя пунктами.

По своему характеру Фалуньгун является учением, провозглашающим скорое наступление новой эры, эры света, когда все будут следовать порядку, установленному в соответствии с основными принципами учения. Каноны лидера движения Ли Хунчжи полны объявлений о скором полном поражении сил тьмы, воплощением которых является китайское правительство. Протестный характер учения выражается в критике некоторых пунктов китайской внутренней политики. Например, в одном из своих канонов Ли Хунчжи говорит, что ему в видении явились те, кто не смог родится из-за демографической политики КПК.

Относительно статуса лидера можно со всей очевидностью сказать, что он почитается как просветленное существо. Сам он говорит о себе как о воплощении Фалунь, то же самое он говорит и о своих словах. В конце каждой книги содержится свод правил для ученика и наставника Фалуньгун. В этих правилах специально оговаривается, что нельзя ничего прибавлять от себя к тому, что сказал Ли Хунчжи. Также он утверждает, что практикует вот уже несколько десятилетий и нисколько не изменился внешне, что должно указывать одновременно и на эффективность проповедуемого метода, и на необычность самого лидера.

Что касается пункта о синкретичности, то здесь также можно сказать, что данное учение полностью ему соответствует. Сам Ли Хунчжи говорит, что его учение — это цигун по системе Будды, но при этом делает оговорку, что оно не имеет никакого отношения к буддизму. У этих учений одинаковые цели, но разные средства — утверждает Ли Хунчжи. Данное положение характерно не только для собственно синкретических учений, но они к нему тоже прибегают для того, чтобы отличить себя от других. При этом можно обнаружить достаточное количество элементов практического и теоретического плана, явно заимствованных в буддизме или в даосизме. Само название учения недвусмысленно отсылает нас к буддизму, а некоторые элементы схемы Фалунь вызывают ассоциации с даосизмом. Сам Ли Хунчжи постоянно говорит о различных системах самосовершенствования, венцом которых является, естественно, Фалуньгун. В его словах это подтверждается еще и тем, что именно
[54]

Фалуньгун сочетает в себе разрозненные принципы, почитающиеся важнейшими в буддизме и даосизме.

Относительно образа Фалунь можно сказать, что он является собирающим воедино те элементы различных учений, что можно обнаружить, читая тексты Ли Хунчжи. Относительно Фалунь говорится, что это вселенная в миниатюре и что это живое существо, обитающее в нижней части живота человека.

Кроме этого существуют еще косвенные указания, позволяющие отнести данное учени к разряду синкретических. Это особое внимание к таковым самого Ли Хунчжи. Он специально рассматривает их в своей книге «Фалуньгун» и говорит об их особой силе, а также о том, что их методы предназначены исключительно для избранных. При этом, однако, свое учение он выделяет особо, но фраза о методах «бокового входа», что они совершенствуют по образцу вселенной затем повторяется и по поводу Фалуньгун.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно заключить, что Фалуньдафа может быть отнесено в разряд синкретических религий, и что возникновение данного учения скорее всего связано с теми же закономерностями духовной культуры Китая, которые вызывали появление подобных учений и ранее.

Добавить комментарий