Роль нравственных традиций в этнокультуре

[8]

Наиболее важными в определении культуры вообще и этнокультуры в частности является то, в чем видеть ее сущность. И. Кант гениально и просто определил сущность культуры как нравственное, моральное сознание.

Нравственные ценности, определяющие сущность этнокультуры заключены в уникальности, традиционности, которые имеют в своей основе элементарные нормы нравственности.

На пороге XXI века существуют этнокультуры, жизненное устройство которых подчинено традициям и традиционному типу культуры, а не закону права. Здесь критерием духовности, подлинного человеческого существования служит некий духовный опыт, который не всегда стимулирует, но даже тормозит собственные искания личности.

Нравственность в таком случае не всегда соответствует духовности, так как нравственное поведение (поступки) осуществляются в силу традиции или привычки, не всегда являясь следствием развитой личности. Если понимать духовность или духовную жизнь как попытку самореализации, описка собственного понимания подлинного человеческого существования.

Свобода придает деятельности человека нравственное измерение, позволяя оценивать его этически. Для полноценного диалога, взаимодействия субъект с необходимостью должен обладать свободой. Нравственная оценка возможна, только если у действующего лица существует свобода выбора цели, способов и средств реализации. Здесь возникает вопрос, насколько совместимы и совместимы ли вообще свобода личности и традиционный тип этнокультуры. Этот вопрос аналогичен тому, насколько свободен танцор в фольклорном, хореографическом танце, где либо яркая личность танцора определяет характер танца, либо танец предстает как субъект, где танцоры всего лишь составляющие общую картину танца. Возможно уникальное переплетение жестких рамок сюжета с яркой характерной личностью танцора. Как в спектакле, где зрители ходят как на спектакль, так и на «актера». Сочетание «актер»-спектакль ведет к успеху.

В этнокультуре сочетание консервативных традиций, основанных на принципах общечеловеческой нравственности с свободным духовным поиском личности, способствует сохранению уникальности.

Этнокультура не существует изолированно, необходим диалог, преемственность культур. Диалог культур возможен, как по горизонтали, где общение, взаимовлияние, взаимопроникновение происходит в одном временном пространстве, так и по вертикали, где прошлое служит опытом для настоящего и основой для будущего.
[9]

При активной унификации техногенных ценностей, возникает проблема сохранения уникальности, свободной ценностно-избирательной деятельности, отличающейся от всех других однородных систем.

Этнокультура, как единая система объединяющая традиционное с прогрессивным, инновационным, способна сохранить уникальность при условии, если в своей основе имеет общечеловеческие нравственные ценности, как то уважение себя и себе подобных, умение понять себя через других: то есть владение всеми законами общения: приобщение к ценностям другого к своим ценностям.

Этнокультура способна сохранить свою уникальность только в рамках диалога, во-первых, со своей культурой прошлого, на основе которой возможна культура будущего, во-вторых, культурой ближних, дальних и очень дальних этносистем, сущность культуры, которые видят в нравственных, моральных ценностях.

Похожие тексты: 

Комментарии

Роль нравственных традиций в этнокультуре

Аватар пользователя maelgon
maelgon
суббота, 11.11.2006 08:11

В принципе есть мнение (Нюхтилин например) и вполне обоснованное, что нравственность находится вне этноопределений и является универсальным феноменом этики, в котором как раз нивелированы все этнические различия. Для данной статьи хотя бы привести другую точку зрения в качестве оппонирующей было бы неплохо, уж больно гладко все.

Добавить комментарий