Глобальные процессы преобразования социального бытия и культуры определяют также и серьезную трансформацию подходов к образованию, к формированию новых моделей современной школы, исходящих из образа человека, адекватного складывающемуся на рубеже веков и тысячелетий новому типу культуры. Школа XXI века должна выработать такую педагогическую систему, которая [224] обеспечила бы задачу включения образования в более широкий культурный контекст целостного формирования духовного мира личности. Образование способно решать задачу развития духовного мира личности не в узком, а в широком смысле как ясного осознания и понимания человеком высших потребностей личности, в том числе и потребности к самопознанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми.
Начало ХХI века представляет собой переходную эпоху от индустриального общества к постиндустриальному и символизирует собой начало антропогенной, информационной цивилизации. Перед лицом нестабильности, неопределенности и хаоса обостряется проблема социальной и нравственной ответственности личности, становится очевидным, что для дальнейшего выживания человечества необходимо участие Коллективного Разума (Н.Н. Моисеев) по выработке новых нравственных императивов, апеллирующих к человечеству как единому целому.
Нравственные ценности являются системообразующим началом, душой гуманитарной культуры. Культурное становление личности включает и овладение культурой морального суждения. Под моральным суждением понимается вербальное выражение рефлексии об отношении сущего и должного. Моральное суждение развивается в контексте противоречий между вещественным, социальным миром и миром этических правил и норм взаимодействия людей. Уровень морального суждения, соответствующий антропогенной социокультурной общности по своей сути является культуротворческим. Его характеризуют творческая рефлексия, взвешенность суждений, ответственное предвидение отдаленных последствий, способность к творческому сотрудничеству по созиданию и реализации ценностных императивов существования. Человек выступает как творец собственной моральной философии, сводя воедино опыт и суждения жизни на протяжении жизненного пути. Поэтому становление морального суждения, выявление его природы в контексте онтогенеза и механизмов реализации личностного морального суждения в нравственной практике школы есть актуальная проблема философии образования.
Для анализа уровней индивидуального развития морального суждения авторами осуществлен структурно-генетический подход, применяющийся в когнитивной психологии, культурно-исторический и культуротворческие подходы. Типологизация [225] морального суждения личности может быть осуществлена в соответствии со следующими положениями:
- становление моральной личности является стадиальным процессом;
- каждый человек от детства до зрелости проходит определенные стадии развития сознания: от ранних, связанных с усвоением различных знаний (в том числе и моральных) до зрелых, когда человек обладает личностными убеждениями, принципами совести, позволяющими принимать творческие и ответственные моральные решения;
- изменение морального суждения зависит от стадий морального развития личности;
- уровень личностного морального суждения определяется уровнем развития речи, логического мышления, рефлексии, языковой среды, социокультурного контекста, задающего этические нормы, идеалы, ценности и способы моральной регуляции, а также уровнем опыта социального взаимодействия и степенью развития эмоционально-чувственной сферы.
Предлагается следующая типологизация морального суждения личности:
Довербальный уровень (до 3-х лет) (моральные суждения отсутствуют.
Патерналистский уровень (3-6 (7) лет) (ценностные ориентации: наказание — награда. Хорошее то, что приносит удовольствие. Чтобы получить удовольствие и избежать наказания, надо слушаться родителей. Родители сказали, что это нельзя (можно) делать. Поступок хороший (плохой), если так его оценивают взрослые. Оценивать поступок надо по его результату.
Конвенциональный уровень (7-12 лет) (инструментальный гедонизм (ответная справедливость) как принцип построения суждений. Выстраивание нравственных отношений осуществляется по типу «талиона»: Относиться к другим надо так, как они ко мне относятся (как ты мне, так и я тебе). Хорошее есть то, что способствует собственной пользе. Благо есть то, когда обо мне хорошо думают. Мама сердится на меня и знает, что я знаю, что она сердится. Надо учитывать добрые побуждения при оценке поступка. Поступок хороший, если он соответствует установленным правилам взаимодействия.
[226]
Рефлексивный уровень (12-18 лет) (ценностные ориентации: взаимоожидание и согласие. Хорошее есть то, что соответствует интересам группы, социума, позволяет обществу нормально функционировать и избегать хаоса. Поступать с другими надо по «золотому правилу». Поступок хороший, если он способствует общественному благу и соотносится с моей совестью. Совесть — самый главный свидетель моих поступков.
Уровень моральной зрелости и индивидуальной ответственности — ориентация на императивы глобальной нравственности. Хорошее есть то, что способствует созиданию добра в мире. Поступать надо так, чтобы результаты твоих действий не были деструктивными для возможности продолжения жизни на земле. Поступок хороший, если он увеличивает общее количество добра в мире, если он совершается на основе любви к миру, утверждает общечеловеческие этические принципы.
Моральное образование понимается как приобщение к высшим достижениям нравственного опыта человечества, развитие в человеке свободы и индивидуальной ответственности. Моральное образование не может завершиться в определенный период жизни человека, т.к. «свобода и личность представляют собой не готовые данности, а сполна никогда не реализуемые задания» (С.И. Гессен). Нравственные ценности находятся со знаниями в отношении дополнительности и способны регулировать все формы человеческой деятельности. Источником формирующего механизма ценностного сознания является переживание. Формирование целостного духовного мира личности включает и развитие познающего мир мышления, и культуру переживания и творчества.
Отсюда, основными задачами морального образования является расширение информационного поля знаний о нравственных коллизиях и моделях их решения, стимулирование моральной рефлексии, развитие нравственных чувств, формирование собственного нравственного опыта. Представляются важными теоретические выводы Д. Дьюи о проблеме воспитания мышления и развития способности суждения посредством приобретения личного опыта. О важности опыта в процессе познания свидетельствуют современные эмпирические данные когнитивной психологии, — наши представления о мире не обязательно идентичны его действительной сущности, т.к. на них оказывает влияние наш прошлый опыт. Предложенный Д. Дьюи «научный метод» воспитания основан на методологической [227] установке о природной, генетической уникальности личности, которая получает развитие в процессе приобретения личного опыта. Под опытом понимаются знания, помогающие справится с проблемами личностного роста, способы деятельности, самостоятельное мышление. В связи с этим выдвигаются две основные задачи при организации работы с детьми:
- знакомство с методами и средствами приобретения знаний;
- соприкосновение детей с положениями и фактами, будящими в них духовный голод и жажду знаний.
По Дьюи опыт обозначает все, что переживается, мир событий и лиц, мир, воспринятый в опыте, а также деятельность и судьбу человека.
Моральные нормы и принципы являются интеллектуальными инструментами, ценность которых зависит от способности человека применять их в конкретных ситуациях морального конфликта для совершения истинного выбора поступка. Критерием истинности является всеобщее признание, а не объективность. Коммуникация, соучастие, сопричастность являются единственным способом универсализации морального закона и цели. Это отвечает интересам демократического развития общества, которое само служит условием роста личности. Роль учителя сводится к функции посредника между внутренним миром воспитанника и изменяющимися ситуациями. Чем больше будет цениться опыт, тем большую роль в нем будет играть мысль, так как опыт это проверка мыслей или идей. Требуется время, прежде чем опыт будет признан исключительным источником всякого знания, даже в области социальных и моральных вопросов.
Таким образом, формирование нравственной картины мира учащихся предполагает решение задач когнитивного, социального и духовного развития личности.
В развитие идей культуротворческой школы, содержащих положения о моральном развитии учащихся каждой ступени школы, эти этапы сопоставляются авторами с этапами поуровнего развития морального суждения. В результате этого сопоставления выстраивается соответствие между ступенями культуротворческой школы и уровнями морального суждения личности. Эти идеи могут быть положены в основу нравственной теории и практики школьного образования:
Младший школьный возраст (1-4 классы) (Моральные суждения большинства детей (ко 2-му классу) типичны для [228] конвенционального уровня. Основной принцип построения моральных суждений на этом уровне (принцип инструментального гедонизма (ответной справедливости). Выстраивание нравственных отношений со сверстниками происходит по правилу талиона: «Как ты мне, так и я тебе». Дети в этом периоде морального развития уже менее эгоцентричны, способны представить мысли и чувства другого человека, могут осознавать мотивы собственных поступков, так как овладевают способностью к умозаключению.
Учитель может, максимально используя игровой метод «сообщения» моральных знаний и овладения навыками нравственного поведения, решать задачу развития у детей вербальных форм выражения смысла познаваемых норм и традиций реальной жизни, опираясь при этом на синкретизм детского мировосприятия, который соответствует мифологическому, фольклорно-сказочному слою культуры.
Средняя школа (5-7) и (8-9 классы). (Уровень морального суждения школьников 5-6 классов, предположительно, соответствует конвенциональному уровню морального суждения, описанному выше. Ребята 7-х классов способны переходить на следующий- рефлексивный уровень. В среднем переход на этот уровень приходится на возраст 12 лет. В этот период у подростков с развитием логического мышления (способность к формальным операциям с диалектическими формами логического знания, с комбинациями переменных и др.) формируется готовность видеть мир нравственных отношений как систему. Развивается эмпатия, учитываются интересы других людей, осознается своя роль в социальной группе. Ценностные ориентации, определяющие моральное суждение (это взаимоожидание и согласие. Хорошим ребята считают то, что соответствует интересам группы, социума, позволяет нормально функционировать и избегать хаоса. Нравственный императив, регулирующий поступки, строится по принципу золотого правила. Важнейшим событием рефлексивного этапа суждения является интимизация внутреннего мира, осознание своего достоинства, сформированность совести как внутреннего регулятора на основе осознанно принятых норм и принципов, а также опыта переживания нравственных событий и опыта сопереживания.
Для взрослых, общающихся с детьми этого возраста в образовательном диалоге, актуальной становится задача развития у подростков [229] «способности рассуждать, анализировать явления, события, факты инокультурного бытия, находить их причины, устанавливать следствия. Речь идет о приобретении способности к истолкованию, обобщению, самостоятельной аргументации суждения, то есть о культуре объяснения. Преподаватели должны умело организовать «освоение-проживание» (А.П. Валицкая) нравственного опыта народов мира, побуждать подростков к аргументированному объяснению событий, поступков в их историко-культурных закономерностях, способствовать осознанию подростками нравственного смысла основных прав и свобод человека, нравственной ценности достоинства, справедливости, ответственности.
В старшем возрасте (10-11 классы) (рефлексивный уровень морального мышления продолжает развиваться. Юноши и девушки все чаще сталкиваются с трудностями морального выбора, решение которого есть всегда решение моральной дилеммы. Это выбор не между добром и злом, а выбор одной моральной ценности как более приоритетной перед другой. Важнейшим признаком морального суждения рефлексивного уровня является наличие сомнения, приостанавливающего суждение. Уверенность в правильности решения моральной проблемы появляется только после учитывания всех комбинаций переменных данных, характеризующих нравственную ситуацию.
Современная социокультурная ситуация порождает проблему существования человека в мире, когда он вынужден принимать решение в моральных ситуациях, кажущихся порой неразрешимыми в силу того, что одинаково правильными являются диаметрально противоположные точки зрения и способы поведения. Реализация морального суждения — это процесс порождения моральных дилемм, разрешение которых требует приложения всего многообразия человеческих возможностей. Именно в этом процессе не просто проверяются, но и рождаются новые этические правила, заповеди и кодексы, становящиеся впоследствии нормами и законами человеческого бытия.
Комментарии
Становление морального суждения как проблема философии образования
Статья нужная и хорошая! Создается впечатление, что автор знаком с уровнями нравственного развития Лоуренца Колберга, только не видно ссылок на него. Хотелось бы поблагодарить автора за попытку теоретического построения периодизации. В сущности такие периодизации не новы. Главная проблема здесь в том, что на практике не все так идеально, как это может выглядеть в теории. А представления о свободе и индивидуальной ответсвенности расплываются в лабиринтах индивидуального понимания... Ну это уже не проблема авторов, - это мои стенания студента-психолога, пытающегося исследовать этот вопрос.
Становление морального суждения как проблема философии образования
Статья нужная и очень своевременная. Морально-нравственный хаос, в которое погружено наше обещство, приближается к критической точке. Хотелось бы познакомиться с другими статьями на эту тему, особенно с теми, где описан практический опыт в области морально-нравственного становления личности.
Добавить комментарий