Влияние культуры на формирование и измерение моральных гендерных стереотипов

[213]

Вопрос о влиянии культуры на формирование и изменение моральных гендерных стереотипов есть прежде всего вопрос об основаниях появления и существования этого вида стереотипов, представляющих собой эталоны поведения мужчин и женщин, которым, как ожидается, они должны следовать, и благодаря которым моделируется тип нравственных взаимоотношений между мужчинами и женщинами, характерный для данной культуры.

В современной науке ведутся споры между сторонниками выводить почти все различия в поведении и мотивации мужчин и женщин из законов генетики или социобиологии, и теми, кто считает, что половая принадлежность и все с ней ассоциирующиеся культурные конструкты имеют исключительно социально-историческую природу. Чтобы ответить на этот вопрос, можно проводить исследования, изучающие биологические и психологические отличия мужчин и женщин, а можно попытаться понять степень влияния культуры на формирование моральных гендерных стереотипов, что и будет предпринято в данной статье.

Личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими. Культура определенного общества принимается человеком не как нечто внешнее, извне навязанное, но как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Практически любая традиция, любой культурный стандарт имеет в своей основе исторически обусловленную необходимость, связь с которой уже потеряна, но тем не менее благодаря которой в качестве стереотипов социальное знание живет и передается от поколения к поколению.

Общественное сознание поставляет информацию в виде цельных, внутренне не дифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, чем осуществляется стабилизирующая функция социального контроля, функция преемственности культуры. Переход определенных «фактов» (к которым относятся и моральные гендерные стереотипы) из информационного поля общественного сознания на личностный уровень мышления конкретного человека происходит [214] благодаря следующим процессам, которые на уровне индивидуального сознания порождают способность к повторению, воспроизведению и констатации того, что общественное сознание «передает» индивиду как некие нормы, правила, не только не требующие теоретического осмысления, но и исключающие его:

Осваивая речь и развиваясь, ребенок усваивает то, что составляет особенности культуры, человеческого способа действия и образа жизни. Многое из этого уходит в подсознание. Ребенок учится быть собственно «социальным существом». Наряду с общими для человека как такового признаками социальной деятельности, ребенок овладевает и данностями определенной культуры.

Существуют различные общественные условности, традиции, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Это нравы и традиции данного общества, отличающиеся от нравов и традиций другого общества (эстетическая культура, уклад семьи, взаимоотношения поколений и т.д.). Человек как член данного общества усваивает их, не осознавая, и использует на практике, принимая как данность.

Частью содержания общественного сознания является также информация, содержащая сообщения, что, где, когда происходит (например, общественно значимые праздники). Знание этой информации необходимо для ориентации в общественной жизни.

Благодаря этим процессам, человек оказывается «захваченным» определенными данностями, в том числе и стереотипизированными представлениями, являющимися характерными для данной культуры.

Важными факторами, влияющими на формирование моральных гендерных стереотипов, является также вербальная коммуникация с другими людьми, непосредственный опыт с объектом установки, «невербальная коммуникация» и т.д. В детском возрасте особое значение имеет образ, ибо для ребенка основную нагрузку несет образ окружающих его объектов и людей, копируя которые он в нерасчлененном виде усваивает определенный набор социальных установок.

Точно так же, посредством копирования поведения взрослых, усвоения их объяснений своих поступков, ребенок приобретает определенное нравственное знание, которое в своей основе представляется данностью, обладает чертами «аксиоматичности», цельности и т.д.

Нравственное знание можно охарактеризовать как начальную ступень освоения индивидом морали, информирующей человека о всей системе требований должного (простых правилах нравственности, стереотипах, моральных нормах, принципах, категориях, идеалах) и об [215] оценочной стороне морали (о специфике нравственной оценки и установившихся в данной среде ее критериях). Частью нравственного знания являются и моральные гендерные стереотипы, которые передаются в процессе воспитания вместе с другими установками.

Нравственное знание является только «внешним» материалом для выработки личностных элементов морального сознания, одним из которых являются моральные взгляды личности.

Моральные взгляды есть осмысление, понимание личностью нравственных норм, требований, собственная характеристика каких-либо явлений, т.е. есть взаимопересечение нравственного знания и личных моральных оценок. Характеристиками моральных взглядов являются: подвижность, способность опосредовать влияние императивного содержания общественной морали, участие в программировании нравственных отношений личности.

Система личных нравственных взглядов оформляется в моральную концепцию личности, в которой человек самоопределяется. Нравственные взгляды резюмируют усвоение личностью моральных ценностей, что делает их непосредственной рациональной основой для формирования центрального элемента индивидуального морального сознания — моральных убеждений.

Моральные убеждения включают различные уровни знаний. Во-первых, это знание правил поведения, норм, принципов, идеалов (ибо пред тем, как осознать, принять или не принять нравственное требование, его надо знать). Во-вторых, это знание этической ценности требования, обоснование необходимости следовать этому положению. Обоснование, в зависимости от уровня развития человека, может быть глубоким (например, основываться на принципе справедливости) и не глубоким (например, на установке «так надо»). В-третьих, знание существующего в обществе отношения к какому-либо нравственному положению.

В моральных убеждениях моральные требования из внешнего становятся внутренним, собственным достоянием и повелением, т.е. происходит слияние субъекта (автора) и объекта (исполнителя) морального требования.

Роль моральных стереотипов в переходе от простого знания нравственных норм до их интернализации очень велика. Усвоение моральных норм, принципов, идеалов и т.д. происходит в процессе моральной социализации, которая является одним из аспектов социальной социализации. Вследствие этого, формирование моральных гендерных стереотипов происходит в тесной взаимосвязи с формированием [216] гендерных стереотипов, а также на фоне усвоения этикетных правил, традиций, обычаев, традиционных представлений о гендерных ролях и т.д.

Усваиваясь в детском возрасте как цельный нерасчлененный образ-установка поведения, как данность, многие стереотипизированные нормы, представления, идеалы, становятся фундаментом, на котором формируются нравственные взгляды и нравственные убеждения. Чем более стереотипизировано сознание человека, тем большее количество моральных стереотипов будут лежать в основе его моральных представлений и рассуждений и, следовательно, и его моральные взгляды и моральные убеждения будут более прогнозируемыми и стереотипизированными.

Вследствие этого, те социокультурные данности, которые окружают ребенка с самого рождения и воспринимаются им как неизменные и единственно правильные, часто не изменяются и в течение жизни, ибо человек видит, что они подтверждаются в каждодневной практике. Своим собственным детям в процессе воспитания он опять передает все те же социокультурные данности. Этот механизм обеспечивает устойчивость историческим эпохам, многие из которых насчитывают не одно столетие. В каждой культуре существует своя система передачи этого знания: символы, ритуалы, поучения и т.д. Важную роль играет также религия и общепринятые принципы воспитания.

Таким образом осуществляется переход моральных гендерных стереотипов с социального уровня существования на индивидуальный. А на социальном уровне формирование моральных гендерных стереотипов определяется прежде всего представлениями о маскулинности/фемининности, характерными для данной культуры и во многом ее определяющие.

Для каждой культуры характерен свой ряд представлений о маскулинности и фемининности. Структура и содержание этих стереотипных представлений зависит не только от этнокультурного своеобразия, в котором бытуют подобные представления, но и от исторической стадии развития соответствующего общества, уровня его урбанизованности, религии и т.д.

Вывод, к которому приходят исследователи, рассматривая содержание стереотипов маскулинности/фемининности в контексте разных культур, заключается в том, что одно только разнообразие этих стереотипов доказывает, что многие половые различия объясняются скорее социальными и культурными факторами, чем биологическими или психологическими характеристиками. Биологические различия между полами, [217] будучи выраженными в социальном и культурном контексте, могут быть сглажены или, наоборот, расширены последним.

С рождения ребенок, в зависимости от пола, начинает идентифицироваться с закрепленными в культуре представлениями о том, какими мальчики или девочки должны быть. Таким образом пол, биологический факт принадлежности к определенному полу по анатомическим признакам, связан с гендером, психологическими характеристиками, ассоциируемыми с маскулинностью и фемининностью. Ребенок рождается мужского или женского пола, но в результате воспитания становится маскулинным или фемининным, идентифицирует свое положение с соответствующей гендерной ролью, что и является половой социализацией, т.е. процессом формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Это есть процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин. И одним из ее элементов является усвоение моральных гендерных стереотипов и представлений о гендерных ролях.

В каждом обществе существует различные роли мужчины и женщины в соответствии с их полом. «Быть мужчиной» подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую. Эти социальные роли, определяемые по половому признаку, являются установками ожидания, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе. К тому же, каждая культура определяет некоторые характерные черты характера, в качестве соответствующих определенному полу. Маскулинность и фемининность являются психологическими характерными свойствами, связанными с теми ролями, которые играют мужчина и женщина.

Естественно, если культура является маскулинистски ориентированной, или патриархальной культурой, как мы это видим на примере западного типа культуры, то это оказывает решающее воздействие на формирование моральных гендерных стереотипов. Исток мужской доминанты в культуре лежит в распределении социальных ролей в первобытном обществе, когда мужчина представлял собой активное начало, добывал пищу и защищал от врагов, в то время как женщина рожала и воспитывала детей, готовила еду и т.д., при этом зависела от мужчины, от его силы и выносливости. Постепенно происходит закрепление гендерных ролей, и вместе с этим вырабатываются гендерные стереотипы, закрепляющие различия в поведении мужчин и женщины, а также представления о должном и недолжном их поведении. В гендерных [218] моральных стереотипах также находит отражение пассивная роль женщины, ибо в области морали приоритетное место отводится таким ценностям как индивидуальная свобода, обладание правами, равенство, автономия, свобода воли и т.д., которые в полной мере могут быть реализованы только мужчинами.

Женщина не рассматривалась в качестве полноценного морального субъекта, ей отказывалось в способности рационально обосновать свои моральные действия, в возможности обладать такими добродетелями, как ответственность, верность моральным принципам и др., т.е. предполагалось, что существуют два ряда добродетелей, имеющих тесную зависимость от половой принадлежности человека. Считалось, что существуют структурные отличия в способах морального мышления мужчин и женщин.

Моральные гендерные стереотипы, функционируя в рамках определенной культуры, имеют тенденцию изменяться, если в самой культуре происходит ряд изменений. Можно проследить смену одних моральных гендерных стереотипов другими на протяжении истории человечества.

В культуре можно наблюдать два следующих процесса, идущих одновременно: с одной стороны, в общеисторическом масштабе происходит поступательное движение от табу к заменяющим их более творческим моральным нормам, с другой — та моральная норма, которая становится общепринятой, постепенно преобразуется в привычный моральный «автоматизм», в этикетный шаблон, в процедуру обычая. Нравственное сознание освобождается от уже бесспорных, не вызывающих разногласия проблем, переводя их на уровень подсознательных и интуитивно-чувственных стереотипов поведения. Оно принимается за решение новых проблем, закреплением новых нормативов. Эти процессы, с одной стороны, способствуют появлению и сохранению социального знания, с другой — позволяют появиться новым представлениям, более адекватным существующей ситуации.

Современная проблема — найти такие формы социокультурных отношений, которые были бы оптимальны для того, чтобы оба пола обрели самостоятельность, не ущемляя и не подавляя друг друга, сохранить семью, ликвидировав при этом «вторичное» положение женщины. В качестве выхода предлагается развитие культуры как биархатной, т.е. культуры, которая предполагает равное главенство обоих полов, свободное проявление мужского и женского бытия, их творческого потенциала в семье, общественной жизни, политике, экономике, искусстве и т.д.

Итак, моральные гендерные стереотипы являют собой устойчивый ряд представлений, характерный для того или иного общества в рамках [219] определенной культуры, складывающийся на основании представлений о маскулинности\фемининности, закрепленный в разнообразных символах, аккумулирующий опыт многих поколений о должном и недолжном поведении мужчин и женщин, об особенностях их морального облика и т.д. и, как часть культуры, передаваемый из поколения в поколение в процессе социализации. Поэтому именно культура оказывает на формирование и изменение моральных гендерных стереотипов решающее воздействие. И, следовательно, изучение механизма формирования и изменение стереотипов в рамках культуры дает возможность понять, как можно сознательно влиять на этот процесс.

Добавить комментарий