Эстетика в повседневном мире

[13]

В конце ХХ века в гуманитарном познании усилилась тенденция поиска новых подходов к проблемам современного мира. В данном контексте актуальное значение приобретает феноменологическая критика прагматизма и утилитаризма. Современная философия обращается к допредикативному опыту взаимодействия людей, опирается на «жизненный мир» как основу теоретического знания. На протяжении всей истории философской мысли можно отметить стремление критиковать мир повседневности, как состоящий из обмана, где господствует не разум, а чувства и воля, направляемые сиюминутными интересами. Необходимо помнить, что своеобразие и неповторимость культуры воплощается именно в повседневных практиках. Реальность повседневной жизни выступает как признаваемый всеми порядок. Повседневность включает в себя не только мысли и переживания людей, но и их деятельность, которая регламентируется нормами, правилами. Повседневность — это сложное переплетение разнообразных порядков: специфических дисциплинарных пространств, норм и правил поведения, моды и законов, формирование нового типа телесности и т.д. В современной философии проблемы повседневности выходят на первый план. Процесс понимание «Других» культур смещается в область повседневных практик. Проблемы природы повседневного становятся основой метафизического осмысления путей человеческого Бытия в новом тысячелетии.

Под повседневностью понимается нечто упорядоченное, традиционное, определенная система координат, в рамках которой осуществляются все виды социального взаимодействия . Пространство повседневности включает в себя и эстетические представления. Эстетика повседневного мира — это та реальность в которой живет современный человек. Эстетизируя окружающий мир человек формирует то культурное пространство, которое становится его повседневным миром. Наша «серая» действительность, существование в мире парадоксов, вместе с тем, несет в себе возможность изменения повседневности . Представления о красоте формируются, в основном, под влиянием повседневной реальности, в которую погружен человек. Сама повседневность несет в себе определенные этические и эстетические смыслы. Процесс социализации, который проходит в повседневном пространстве, формирует эстетические представления, создавая представления о красивом и безобразном. Каждая историческая эпоха, каждая конкретная культура создает свои границы соотношения «прекрасное-безобразное». [14] Невозможно определить категории эстетического вне конкретной историко-культурной эпохи. Представления, поведение невозможно понять вне эпохи.

Новое тысячелетие выдвинуло на первый план вопросы важивания человека. Казалось бы какие могут быть поиски эстетического в этой «жесткой» реальности. Но именно в такие, переходные моменты, усиливается тяга к прекрасному. Создавая конфигурацию между прекрасным и безобразным, нормой и патологией индивид эстетизирует то культурное пространство в котором обитает.

Повседневность двойственна по своей природе, в нее включены разнородные стороны человеческой деятельности.

Эстетика повседневности является первичной реальностью, которая постоянно воспроизводит основу порядков человеческого Бытия. Именно в пространстве эстетических представлений осуществляется формирование норм, правил, нужный тип телесности. Структуры повседневности, сплетаясь друг с другом образуют локальные пространства со своей иерархической системой. В результате подвижек в различных сферах повседневности происходят изменения в культурном пространстве, «с самого начала повседневность предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним» [1,130]. Повседневность объединяет в единое пространство природный, социальный и субъективные миры. Она, прежде всего, предстает перед нами как мир культуры. Человек «вписывается» в структуры повседневности, она закрепляется в его телесном существовании.

Отталкиваясь от конкретной повседневной реальности возможно выделить существующую ценностную структуру культуры. Без знания повседневности много будет неясно в символической системе иных культур, иных исторических периодов. Как отмечали Бергер П. и Лукман Т. «Реальность повседневной жизни содержит схемы типизации, на языке которых возможно понимание других и общение с ними» [2,55]. Обращение к «Другому» вне его повседневного Бытия приводит к отрыву от реальности и созданию идеальных схем. Такой подход формирует искаженные представления о прошедшем и настоящем. Реальность всегда сложнее предлагаемых идеальных схем.

Поведение занимает доминирующее положение в структурах повседневности. Именно системы господствующих форм поведения создают конкретные представления о специфике культуры. Формы поведения воплощают в себе глубинные ценностно-нормативные установки культуры. Систему повседневных актов можно представить как своеобразный «ключ» к прочтению смысла культуры. Именно полифония различных форм поведения таит в себе адекватное выражение многоликости культуры. В социокультурных системах вырабатываются и функционируют сложные стандарты жизнедеятельности. Они охватывают все сферы человеческой жизни и выражаются в особых символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных представлениях, стереотипах сознания и [15] поведения и т.д. При изучении культуры необходимо учитывать тот факт, что чем сложнее система, тем большее место в ее жизнедеятельности занимает самоорганизация и саморегуляция деятельности ее членов. Человек стремиться к вариативности, но многообразие поведенческих образцов в культуре никогда не бывает беспредельным. На упорядочивание вариантов поведения направлена тенденция к унификации, которая проявляется в выработке общих (для группы) программ поведения.

Именно в переходные моменты усиливается тяга к прекрасному. Эстетика должна стать одним из важнейших моментов российского повседневного мира.

Литература


  1. Щюц А. Структуры повседневного мышления. — М., 1988.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М., 1995.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий