Этические исследования Ф.Г.Бредли. Эссе II: понятие self-realization (II)

Понятие self-realization (II)

Предметом настоящего рассмотрения является ключевое понятие этики Ф.Г. Брэдли, — понятие самореализации (self-realization). Первое и самое общее определение, которое дает Брэдли: «самореализация есть наиболее общее выражение цели в себе, предельное практическое “Почему”» [p.64] 1. Эта дефиниция складывается в контексте обсуждения вопроса «Почему я должен быть морален?», и подразумевает, что самореализация есть цель благого поведения. Дав такое толкование, Брэдли открыто признается в том, что не может доказать это положение, ибо не обладает четкой метафизической системой, внутри которой такое доказательство возможно, обозначает свою задачу как «частичное объяснение» [p. 65]. Данная работа посвящена реконструкции логического хода определения понятия самореализации, как он представлен во II Эссе 2.

Разъяснение приведенной выше дефиниции состоит в последовательном толковании входящих в нее понятий. В свете поставленной задачи видится необходимым рассмотреть: 1. что такое «самость»; 2. что значит «реализовывать», а, следовательно, и 3. «самореализация»; и в качестве итога 4. как следует понимать самореализацию как цель.

1. Оригинальный термин, который Брэдли использует для обозначения «самости» — «self» дословно переводится как «сам», «лично/личность». Брэдли не дает этому понятию четкого определения, но в тексте оно встречается в двух основных смыслах: (1) Я [“I”=“myself/ourself”] в смысле субъекта морального действия; (2) воли [will].

2. Понятие «реализация» близко понятию «осуществление» 3 или «претворение»; в тоже время в нем содержится смысл корня «real»: реализовывать, значит делать реальным.

3. Раскрытие смысла «самореализации» требует более глубокого анализа, основная цель которого — разрешение вопросов: (1) «Что значит для «self» быть реализованным?» или «Как что Я себя реализует?» (2) «Каким образом Я себя реализует?». Отвечая на эти вопросы, как мне представляется, Брэдли строит следующую цепочку рассуждений.

I. Я реализует себя как субъекта своих действий (и, т.о., Я реализует себя как действующее).

[Разъяснение с точки зрения морального сознания: уровень должного] Любое действие предполагает, что у него есть цель — осуществление того, что должно быть сделано (результат). Моральное действие также предполагает цель, но эта цель в себе, и она не может быть внешней по отношению к морали. В действии, т.о., можно выделить собственно действие (act) и результат, но в случае морального поступка, действие не может быть только средством для чего иного, а результат сам по себе — еще не есть мораль: иначе говоря, и действие и его результат в одинаковой степени относятся к сфере морали. Ибо с точки зрения морали «действие»=«мое действие». Т.е. мораль предполагает, что (1) нечто должно быть сделано, (2) Я (self) есть агент этого осуществления. Т.о. Я как субъект действования — то, что делает действие моральным, и Я — есть то, что реализуется в этом действии (1) как реализующее, (2 — гипотеза) как единственная цель. [pp. 65-66]

II. Я реализует себя как истинный и единственный объект своего желания

[Разъяснение о сущности желания объекта: уровень реального] Всякому действию предшествует направленность Я на предмет, поэтому единственно возможный объект реализации — объект желания Я (цель). Таково условие, при котором нечто может выступить мотивом действия. Единственное, что возможно желать, — Я. Брэдли исходит из предпосылки, что объект желания как таковой есть (1) мысль (thought), и (2) есть моя мысль, и то, что составляет «мое» в этой мысли и есть то, что желается в желании. Итак, обозначим Я — Я, а объект — O. Имеет место следующая последовательность: P1) Я желает O: Я представляет O как мотив (O’) и утверждается (affirm) в нем (т.е. O’ содержит Я’). P2) Я (имеющее представление об О’, который содержит Я, как утвержденное в нем), совершает действие в направлении O’, которое есть ничто иное Я’. P3) В итоге, Я достигает O’ (цель) и приходит к обладанию собой как Я’. На фоне чувства утверждения себя в О Я осознает себя как «бессодержательное и отрицаемое» без О, ибо т.о. оно лишено себя как Я’. Мотив, т.о., лежит между P1 и P2 и создается «напряжением этого противопоставления». Удовлетворение желания, т.о. овладение O’=реализация Я. [pp. 66-68]

III. Я желает//реализует себя как целое

[Разъяснение] 1. Я есть содержание воли. Многообразие О ведет к многообразию Я’. Т.о. встает вопрос о том, как понимать Я. Ближайшим образом его можно понять как собрание многих Я’. Тогда Я≠Я’1≠Я’2≠Я’3 и т.д. Однако, по мысли, Брэдли, Я есть целое не как состоящее из частей, а как такое целое, которое желается в каждом Я’ (т.е.Я=Я’1,Я=Я’2 и т.д.). Т.е. в каждом моральном поступке Я реализуется полностью, как целое. Бердли доказывает это положение через идею общей цели и идеала. Дело в том, что то представление, которое Я имеет о себе (идеал), а, следовательно, и о своей общей цели есть нечто целое//система. Этой цели (=Я’общее) он подчиняет частные, и движется к ней каждым своим поступком. Так, O’общий=Я’общее — (1) то, что Я реализует при достижении отдельных O’, (2) то, что осуществляется в каждом отдельном действии. Т.о., Я как целое — единственное содержание нашей воли. [pp. 68-71]. 2. Воля есть целое также и по форме. В волевом акте выбора Я активно. Оно осознает себя как (1) отличенное от объектов своего желания, (2) как превосходящее их, — универсальный фактор воления. С др. ст., даже по форме воление предполагает объект, на который оно направлено (т.е. идентификацию я с конкретным O), — конкретный фактор. Воля есть единство этих двух факторов, что служит условием каждого конкретного воления и объясняет переход от Р1 к Р2. Я, т.о., реализуется как (1) осознанное, (2) как достигнутое. [pp.  71-73]. Т.о., Реализация себя означает приведение в соответствие содержания и формы воли (т.е. как целое по форме (воля) тогда реализует себя, когда волит себя как целое (содержание воли)) [pp.71-74].

IV. гипотеза: Я реализует себя как бесконечное целое

V. Я реализует себя как истинно бесконечное целое

1. Я есть бесконечное целое

[Разъяснение] Истинно бесконечное — бесконечное, которое содержит в себе противоположности «конечное» и «бесконечное» в снятом виде, как моменты отношения с самим собой (self-related), т.е. абсолютная реальность (ср. Гегель). Конечное — «определенное»: оно ограничено извне и не может выйти за свои пределы, не став иным. Истинно бесконечное (дух) же содержит в себе свое отрицание (одно и иное и их отношение) и потому само себя определяет. С др. ст., Брэдли вводит понятие целого как единства однородности (homogeneity) и спецификации//детализации (specification): такое целое присутствует в каждой из своих частей, и зависит от них, но при этом «живет одной жизнью»; члены такого целого определены в себе, но есть при этом только как части целого, — целое определяет части и наоборот. Для я быть истинно бесконечным целым значит быть специфицированным в себе («specified in itself») и собой. [рр. 74-78]

2. Я, взятое само по себе, есть противоречие

[Разъяснение] «Реализовать себя как бесконечное» — долженствование, в реальности Я — конечно, ибо оно ограничивается другими Я. [р. 79]

3. Я есть истинное бесконечное целое как член целого

[Разъяснение] Единственный способ для Я реализоваться как бесконечное целое при условии конечности — стать моментом целого, в котором оно состоит в отношении к себе. Такое целое — единство однородности и спецификации — по Брэдли, являет собой моральное сообщество. Став членом такого целого, Я (1) сохраняет свою отдельность, (2) преодолевает свою конечность. Я, с точки зрения морали, тогда реализовано, когда оно «находит в мире других только себя». Т.о. реализовать себя — осознать себя как члена бесконечного целого, реализовав это целое в себе [pp. 79-81].

Выводы:


  1. “Self” понимается у Брэдли как бесконечное целое. Я — бесконечно с точки зрения морального развития, но взятое в отношении с другими, Я конечно, ибо оно ограничено другими Я; но оба «фактора» Я — моменты его как члена морального (истинно бесконечного) целого.
  2. «Самореализация» есть буквально «осуществление себя»: для «self» понятого как Я, самореализация есть становление собой, которое есть (1) бесконечный процесс (условие самосовершенствования), (2) овладение собой как своей целью (целым), но это возможно при условии преодоления ограниченности (конечности) Я; для «self» как воли, самореализация — соответствие формы и содержания.
  3. Самореализация, понятая как цель морального действия, есть, прежде всего, цель в себе. Она состоит в добродетельном поведении члена морального сообщества. И, учитывая сказанное, на вопрос «Почему [какова цель?] я должен быть морален [цель]?» [когда цель не выходит за пределы морали]=«Является ли мораль целью в себе?» [Переформулируем вопрос: «если мое добродетельное поведение ценно само по себе, тогда на что оно направлено?»], можно ответить так: «потому что, поступая морально Я реализует свою истинную самость [как бесконечное], ибо только в морали Я необходимо является агентом действия и единственной целью. Это возможно только если Я является членом морального бесконечного целого, ибо такое целое присутствует целиком в каждом своем члене».

Примечания
  • [1] Здесь и далее цитируется по Bradly F.H. Ethical studies, London, 1962.
  • [2] Следует отметить, что Брэдли также касается темы самореализации в VI Эссе, но там его основная тема — соотношение «морали» и «самореализации».
  • [3] Некоторые исследователи толкуют термин «self-realization» как «самоосуществление» (см. А.М. Каримский).

Добавить комментарий