Воображение в образовании

Человеческое сознание на протяжении тысячелетий вырабатывало способность познавать мир и «в зарождающемся искусстве мыслить первородным было воображение» 1. В движении, неустойчивости, изменчивости человек стремился закреплять, останавливать, увековечивать моменты жизни, моменты совершенства и прочности. Своеобразный «инстинкт» к бессмертию, к постоянству, к абсолюту реализовывался через способность творческого воображения, позволяющую постичь мир — как единство многообразного. Программа восприятия мира исходит из его целостности. Она строится на основе полученной сенсорной информации, данных памяти, мотиваций, убеждений, теорий и богатого знания природы Вселенной, накопленного за миллионы лет эволюции и закрепленного в организации мозга. Именно правила построения мира дарят нам цвет и рисунок, смысл и чувство, а также те пространственно-временные конфигурации, которые подчас воспринимаются нами как прекрасное.

Философия, наука, религия, искусство — все это формы организации пространства культуры, своеобразные мысленные миры, обладающие своими средствами для достижения единства и гармонии со временем, в котором они рождаются и живут. «Для построения мысленного мира нужен побудительный мотив, а что может обеспечить его вернее, чем врожденная способность радоваться творениям собственного разума?» 2. Сегодня философия, психология, педагогика указывают на сверхсознательную природу человека как основание генезиса духовности. Это позволяет сознательно развивать способность воображения подобно тому, как развивают способность к понятийному мышлению.

Познание природы единства макро- и микрокосмоса, как части и целого, как взаимосвязи внутреннего состояния и внешней экологической среды, отражают новую фазу восприятия человеком мира. Именно воображению человечество обязано гармонизации взаимосвязей и становлению своего эстетического сознания. «Становление личности, способной к культурному творчеству, обеспечивается в процессе глубокого освоения–проживания созидательного опыта человечества. Поэтому важнейшей задачей образовательного строительства сегодня является преодоление отчуждения школы от культуры» 3. Развитие воображения стало возможным, необходимым в педагогике, благодаря целостному системному подходу, обеспечивающему становление личности, и рождающемуся в сфере духа — в психологии, в искусстве, в культуре и в философии. Такая подвижность является сущностной характеристикой «мира детства», в котором нет ничего застывшего, неподвижного, раз и навсегда установленного. «Мир приходит в человеческие грезы воображать самого себя» 4, а ребенок является «органом» такого воображения. Динамика возрастного развития школьника должна опираться на указанную подвижность воображения и нуждается в точном знании социокультурной и возрастной специфики структур мировосприятия человека.

Выготский выделяет четыре формы связи воображения и действительности, определяющие и обуславливающие развитие творческого потенциала ребенка. Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что творения воображения строятся из элементов, содержащихся в прежнем опыте. Вторая форма связи воображения и реальности устанавливается как видоизменение и переработка элементов действительности и предполагает обращение не только к собственному, но и к чужому или социальному опыту. Третья форма связи — связь эмоциональная, проявляющаяся двояким образом. Всякое чувство или эмоция, подбирая мысли и образы, созвучные сиюминутному настроению, окрашивает жизненные впечатления. Здесь вступает в действие закон двойного выражения чувств, которые проявляются не только внешним, телесным образом, но и определяют внутренние настроения. Сущность последней формы связи фантазии с реальностью заключается в том, что ее построение может представлять собой нечто новое, не встречавшееся в опыте и не соответствующее реально существующим вещам. «Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи» 5. Учитывая, что опыт ребенка складывается и растет постепенно, что его отношения со средой стимулируют и направляют процессы развития, указанные формы связи фантазии с реальностью принимают различный вид в различные эпохи детства.

Формирование картины мира — процесс, который может быть рассмотрен с двух позиций: с позиции индивида и с позиции человечества. Указанный параллелизм рассмотрения онтогенеза (психического развития ребенка) и филогенеза (развития рода) дает возможность считать воображение качеством самого человека как субъекта деятельности — качеством сверхприродным, то есть таким, которое, опираясь на данные от природы возможности, формируется в ходе становления человечества и воссоздается каждый раз вновь в ходе становления индивида. Поэтому своеобразие пространственно-временной конфигурации мифа, коренящееся в работе воображения первобытного человека, также свойственно ребенку. В то же время, все основные мотивы мифа — проекции социальной жизни. Миф есть специфическое порождение коллективного единства людей, настолько цельного и монолитного, насколько этого требует необходимость сохранения коллектива как целостного живого организма. Сама природа становится великим обществом жизни, в котором человек братски равен любому его члену — растению, животному, стихии. «Дологическое мышление» есть по преимуществу игра воображения, которой свойственна логика «бриколажа». Поэтому так необходимо на первых ступенях обучения, а именно на уроках изобразительного искусства, погружать ребенка в мир природных стихий, где он может создавать образы природы, по аналогии со своим телом и своим миром грез.

Первая ступень, введение младшего школьника в целостный текст культуры, через проживание, создают основы будущего осознания космического единства с миром. «Язык» природы и выразительность ее стихий (огня, воды, воздуха, земли) и стихии искусства, многообразие и единство форм жизни — уточняются «языками» науки и техники. Ребенок ощущает мир, подобно взглядам алхимиков, которые имели в основе гипотезу единства материи перекликающуюся с взглядами древнегреческих философов на природу вещества. К алхимическому воображению применим постулированный Башляром «закон четырех стихий». «Чтобы предаться грезам с постоянством, <…> необходимо, чтобы воображение нашло свою материю, чтобы какая-нибудь из материальных стихий отдала ему присущую ей субстанцию, присущие ей законы, характерную для нее поэтику» 6. Поэтика алхимии направлена своим стремлением помочь природе. Поэтому так необходимо дать ребенку возможность пройти свой путь исследования, провести его по многообразию образов, которые сформируют в дальнейшем его банк памяти.

«Вторая ступень средней школы соответствует подростковому периоду жизни ребенка с его аналитическим интересом к причинам и следствиям, поисковой установкой формирующегося понятийно-логического мышления, нарастающим рационализмом, развитием воображения и волевой активности( 7. Проблемно-содержательное сближение научного, социо-гуманитарного и художественно-эстетического компонентов образовательного процесса, методом погружения, позволяет реконструировать целостные «образы мира», создававшиеся наукой, философией, искусством на протяжении человеческой истории. Единство прогрессирующей и циклической тенденции в изучении учебного материала, сочетание логического и исторического подходов к познаваемому позволяют развернуть в сознании ученика единый понятийный и культурный континуум, соответствующий нарастающему рационализму подросткового периода. Логика и чувства соединяются благодаря синтезу научно-естественных и эстетически-художественных предметов. На уроках изобразительного искусства в интеграции с другими предметами образный эквивалент помогает и дополняет развитие абстрактного мышления. Такие постулируемые образы, как пространство, время, любовь, заставляют ребенка проецировать свой внутренний мир, преобразовывая и конструируя новый тип мышления. Только с помощью опыта учителя и транслируемого им многообразия мира, с помощью диалога, можно познать радость продуктивного воображения. «Необходима новая психология, которая способна предложить единую методологию познания жизни духовной и природной, тогда природа предстанет целостно, не только в своих причинно следственных закономерностях, но в ценностно-очеловеченном качестве как «душа, свобода и язык», в ее иррационально постигаемой, интуитивно угаданной сущности» 8.

Примечания
  • [1] Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. С. 120.
  • [2] Там же. С. 227.
  • [3] Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена. 1998. С.42.
  • [4] Там же. С. 31.
  • [5] Там же. С. 15.
  • [6] Башляр Г. Вода и грезы. М., 1988. С. 19.
  • [7] Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. С. 110.
  • [8] Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. С. 98.

Добавить комментарий