Реликтовые или же современные племена есть пережиточные образования, являющиеся дериватом, т.е. произвольным от своей первоначальной формы. Реликтовые племена существуют как репрезентативный аналог первичного племени в том случае, когда сохраняются предпосылки для их воспроизводства. Вплоть до начала ХХ в., в некоторых глухих уголках и до середины ХХ в. сохранились реликты многих древнейших хозяйственно-культурных типов.
Можно выделить две модификации реликтовых племен. Первая, наиболее распространенная: племена деструктивного развития, характеризуемые изолированностью, разобщенностью своего существования и реальной возможностью его прекращения из-за необратимости ассимиляции преимущественно в ее насильственной форме и более того в результате безжалостного истребления и вымирания. Вторая модификация, менее встречаемая, когда реликтовые племена преобразуются в народность или нацию.
К реликтовым племенам деструктивного развития относятся потомки древнейшего домалайского населения Суматры: кубу и андаманцы, мрабри Таиланда, южно-индийские кадры, байнинги Океании, перешагнувшие рубеж производящего хозяйства и др. Своеобразны пережитки родовых структур в Африке, например, в Нигерии и Танзании. Сохранение прежней племенной организации и традиционно-обрядовой ритуальной культуры характерны для туарегских племен Мали и кочевых народов Чада. Примером реликтового племени с присваивающим типом экономики, с кочевым образом жизни, не принимающим современную цивилизацию и отвергаемое ею являются находящиеся на грани вымирания пигмеи Конго. Аналогичная ситуация присуща маркизцам Полинезии.
Отдельной темой для рассмотрения реликтовых племен является коренное население американского континента. Современные индейские племена Бразилии, значительно различающиеся по своей численности (от нескольких тысяч до двух-трех десятков человек) характеризуются деструктивностью своего развития. Резкое уменьшение числа индейских племен в ХХ в. произошло не только за счет их поглощения более крупными племенами или насильственного растворения в составе бразильского народа при утрате ими своей этнической территории, а явилось результатом физического исчезновения. За четыре с половиной века с начала европейской [212] колонизации численность коренного населения Бразилии сократилась в двадцать раз. Многие из индейских племен Бразилии не только не изучены, но вообще не имели до недавнего времени непосредственных контактов с бразильцами, в то время как часть других племен просто остается в безызвестности. Так, в Амазонии и на севере штата Пара живет значительное число племен не установленной до сих пор языковой принадлежности, не имеющие контактов с бразильцами и пользующиеся каменными орудиями 1. Многие из них расселены мелкими локальными группами в несколько десятков ??еловек и зачастую подразделения одного и того же племени не знают о существовании друг друга. В таком же эмбриональном состоянии находятся племена в результате деградации их предшествующего более высокого развития. Например, араваки и гуато утеряли такие характерные для них в прошлом черты как дуально-родовое деление и эндогамные фратрии 2. Это касается также племен тиша и каймбе, полностью забывших свой язык и культуру.
Насильственная ассимиляция и прекращение своей этнической истории присущи тем североамериканским индейским племенам, которые подвергаются беспрецедентной дисперсионности расселения. Это касается шошонов, делаваров, айова. Беспримерно, например, расселение пайюте Невады, менее тысячи человек которых рассредоточены по двадцати двум крошечным общинам 3. Трудно ожидать, что разобщенные малые индейские народы смогут не то, чтобы нормально развиваться в столь неблагоприятных условиях, а хотя бы продолжать свое существование в течение длительного времени. Скорее всего, большинство из них ожидает поглощение американским или иноэтничным индейским населением. В настоящее время в США практически не осталось ни одного генетически не смешанного с неиндейским населением индейского народа. Так, у делаваров межэтнические браки настолько распространены, что ведут к размыванию самого этого народа 4.
[213]
Размышляя о реликтовых племенах, характеризуемых деструктивностью своего развития можно согласиться со следующим мнением: «Многие из этнических реликтов исчезают буквально у нас на глазах, не выдерживая столкновения с действительностью (для всех изоляция к XVIII-XIX вв. заканчивается), а те из них, которые физически продолжают существовать, оказываются настолько угнетенными влиянием более цивилизованных соседей, что сама их природная специфика прощупывается с трудом и наступает гибель этноса» 5.
Добавить комментарий