Восточные элементы в творчестве Рерихов и в рериховском движении

[83]

Рериховское движение — явление, имеющее влияние на современную культуру в России. Интерес к творческому наследию Рерихов не уменьшается, количество рериховских организаций постоянно увеличивается.

Что же лежит в основе мировоззрения рериховцев?

Во всем рериховском движении можно отметить три основных источника философских идей, три «источника мировоззренческих установок» .

  1. Агни Йога — текст религиозно-мистического характера, оформленный в виде бесед Учителя и ученика.
  2. Литературные произведения Николая Рериха, а также его картины — как некий символ Учения.
  3. Теософская литература, и все книги, являющиеся «каноническими» — книги, на которые есть «санкция» Елены Рерих о том, что их можно использовать как источник оккультной Истины.

Рассмотрим кратко элементы восточной культуры во всех трех источниках.

1. Агни Йога. Текст состоит из 14 книг — рассказ Учителя по разным темам: «Зов», «Озарение», «Община», «Сердце», «Иерархия», «Мир Огненный», «АУМ»,… Все книги представляют собой изложение некоей мудрости без всякой видимой логически стройной системы, без цитирований, почти без исторических аллюзий, без конкретной программы действия, иногда даже без видимого смысла 1. Главная задача книги — изменить мышление человека, подготовить его к состоянию «шестой расы». Потому в Агни Йоге изобилуют понятия этического характера: речь идет о предательстве, честности, ответственности, страхе, творчестве…

Агни Йога — это скорее русская философия, а еще точнее — этот текст вобрал в себя в равной степени элементы западной философии, русской 2, восточной, западного герметизма и гностицизма, также элементы научных воззрений. Можно привести сравнение: если Бердяев и Ильин философствовали в русской манере, [84] глядя на Запад, то Рерихи работали в русской манере, глядя на Восток.

Если попытаться вычленить в этом тексте элементы восточной философии, то очевидным образом это можно сделать, только процитировав некоторые параграфы:

«…многие души имеют большой запас сил и не нуждаются в [Девачане]. Ждут срока для нового появления, потому важно постигнуть истинное учение о скандхах… Закон сроков управляет сочетанием скандх.» (Озарение ч. 2, XII, 3). Отметим, что этот параграф идет в тексте совершенно отдельно от остального повествования. Читателю даже не объясняется что такое скандхи, и этот термин употребляется всего один раз на все 14 книг.

Или другой пример. В одном из параграфов Агни Йоги указывается на новое понимание буддийской Нирваны — как одного из этапов бесчисленных просветлений. Причем, указывается, что Нирвана — это не успокоение. «Покой — высшая форма беспокойства.» Прямых аллюзий к буддизму в Агни Йоге нет, кроме некоторых упоминаний о жизни Будды.

Однако, это не означает, что на этом восточная философия исчерпывается. Она присутствует подспудно, хотя бы на основании того, что Елена Рерих была хорошо знакома с восточной философией. Ее сын — Юрий Рерих выдающийся востоковед.

Уже само название — «Йога» отсылает читателя к Востоку (однако, есть и второе название — Живая Этика, специально для того, чтобы и не отпугнуть читателя Востоком).

Все понятия в Агни Йоге преподаются с точки зрения здравого смысла, либо высказываются как Истина. Однако Автор употребляет некоторые понятия, характерные для различных культур, прямо или косвенно.

Понятие йоги в Живой Этике пересматривается. Агни Йога — путь познания стихии огня, которая в основе всего сущего. Все другие йоги являются частью Агни Йоги, изучение которых полезно, но только в ее рамках. Все другие йоги уводят от мира, каждая йога учит определенной мудрости, в то время как Живая Этика — мудрость самой жизни в самой её глубине. Хатха йога, например, вообще скорее вредна, ввиду её «бездуховности». Тантра отвергается как слишком опасная. Агни Йога труднее тантры, но проще и, можно сказать, красивее. Рериховцы отвергают всякие медитации, как, впрочем, и молитвы.

Понятие кармы в Агни Йоге постоянно упоминается, и закон кармы является «одним из самых сложных законов». Опять же, если [85] читатель захочет из Агни Йоги узнать что такое карма, или что понимается под словом карма в Агни Йоге, то он не сможет этого сделать, даже прочитав все предложения с этим словом. Все понятия тесно переплетаются. В Агни Йоге карма — это и жизнь, и действие, и сроки, и соизмеримость, и ответственность, и много что еще. Перевоплощение в Живой Этике принимается как истина. Можно найти указание о воплощениях Сергия Радонежского, Петра Первого и мн. др.

Достаточно ярким понятием восточного характера, является понятие психических центров. Слово «чакры» в Агни Йоге не употребляется. Есть упоминание о «центре горла», о сердце, о «центре солнечного сплетения», о «центре третьего глаза». Есть единичное упоминание об энергии Кундалини. О сердце написана отдельная книга, где это понятие рассматривается в самом широком смысле. Однако мы не найдем указание на то, что следует сконцентрировать внимание на определенном центре, но просто указывается как эти центры функционируют в повседневной (в том числе психической) жизни. Например, в Агни Йоге «отдых — это смена работы центров».

Также центральным понятием Живой Этики является понятие «психической энергии», в котором можно усмотреть индийскую прану. Однако в Агни Йоге говоритсяоб индийской пране — тот же термин, те же техники и т.д. Елена Рерих пишет в письмах, что она «никогда не делает пранаяму», указывая на то, что творческий труд как таковой — это лучшая пранаяма. Психическая энергия — некая энергия, пронизывающая весь мир, это нечто большее, чем прана. О природе психической энергии почти не говорится, только косвенно. Задача агни йога скорее не овладеть психической энергией, а увидеть её присутствие во всех явлениях жизни. Вообще, этот вопрос один из самых туманных в тексте. И здесь мы опять же находим восточные понятия, пересмотренные под углом зрения Агни Йоги.

В Агни Йоге говорится о почитании Учителя, как о высшей добродетели, и приводится указание, что в Индии такое почитание естественно.

2. Работы Николая Рериха в некотором смысле противоположны текстам Елены Рерих, т. е. Агни Йоге. В литературном творчестве Рериха мы не найдем почти никаких мистических понятий, оккультных символов, религиозных терминов. Его книги — это разговор о бодрости духа, творческой активности, бесстрашии, оптимизме. Также важная часть его литературного творчества — дневниковые записи, в [86] том числе дневники путешествий. Тексты Н. Рериха также по характеру не что иное, как русская философия. Важнейшей частью всего рериховского наследия являются картины Н. Рериха. Стоит ли упоминать об известной Транс гималайской экспедиции Рерихов. В этой экспедиции были написаны сотни картин. Эти картины служат неким переходным мостом от простого знакомства с творчеством Рерихов к изучению оккультных понятий Агни Йоги, Тайной Доктрины Блаватской и т. д.

3. Религиозный канон рериховского движения состоит из трех частей (в хронологическом порядке):

  1. Теософская литература, изданная при жизни Блаватской.
  2. Учение Храма. Книги Франчии Ла Дью — изданные в Америке в Калифорнии в начале ХХ столетия.
  3. Агни Йога.

1) Элементы восточной философии присутствуют в теософской литературе в наибольшей степени. Это не удивительно. По словам Е.П. Блаватской, теософия была задумана как попытка преподать восточную мудрость на Западе 3. Теософия является частью широкого культурного явления — распространения оккультизма в массовом сознании в связи с распространением научного знания. Развитие европейской науки позволило по-иному осмыслить традиции герметического, гностического знания. Для современного оккультизма (понимаемого в самом широком смысле) как раз характерно оперирование мистическими понятиями, но изощренно рационально. Тайная Доктрина Е.П. Блаватской — это синтез науки, религии и философии. Отметим, что в этом синтезе религия подразумевается (и используется) скорее восточная, а вот философия скорее западная. Е.П. Блаватская предлагает отрывки из некой Книги Дзиан — по ее словам, текст более древний, чем Ригведа. В Книге в самой символической форме (в переводе с санскрита) описывается эволюция Земли и человека, и затем Е.П. Блаватская комментирует эти символы на языке западной и восточной философии, европейской науки.

2) Учение Храма — не настолько большое по объему учение как Агни Йога, или теософская литература, однако довольно сильно разнится по характеру с ними. Учение Храма напоминает трактат времен раннего христианства с элементами герметизма. Главы о жертвенной христианской любви перемежается с главами, где символично поясняется строение мира. Этот текст невозможно назвать нео-ориенталистским, но он является существенной частью литературы, которую изучают рериховцы.
[87]

Колыбель цивилизации Рерихи искали в Гималаях, однако из восточной мудрости они взяли именно мудрость, а не конкретное учение. Трудно говорить о том, что рериховское движение это нео-ориентализм или нет. Рериховское движение настолько же восточное, насколько сама Россия является (или не является) восточной страной. Однако, восточные элементы в рериховском наследии присутствуют, и не скрыто, а достаточно очевидно.

Примечания
  • [1] Текст книги «Беспредельность» — местами представляет собой некий гимн, внешне совершенно бессмысленный.
  • [2] Мировоззрению Живой Этики наиболее близка философия Бердяева Н.А. и Ильина И.А.
  • [3] Примечательно, что К.Г. Юнг видел спасение западной цивилизации в адекватном истолковании символов коллективного бессознательного для западного ума, и придавал большое значение изучению восточной символики.

Похожие тексты: 

Комментарии

Восточные элементы в творчестве Рерихов и в рериховском движении

Аватар пользователя Усов Р. А.
Усов Р. А.
понедельник, 15.08.2005 16:08

К сожалению, вынужден еще раз отметить, что соображения А. П. Чернеевского глубоко личны и крайне субъективны. Автор не только не удосужил себя познакомиться с первоисточниками, о которых рассуждает, но и с людьми, на момент написания статьи А. П. уже в течение десятилетий изучающими философское и художественное наследие Рерихов и живущими в Санкт-Петербурге :)). Смотрите, к примеру, статьи С. М. Аблеева или познакомьтесь с трудами П. Ф. Беликова, первая публикация книги которого - Рерих:опыт духовоной биографии - была в начале 1990-х. Стоит любить город, в котором живешь, и людей, которые в нем творили красивые вещи и прославили его, А. П. По вашим строкам судят и о Петербурге!

Добавить комментарий