В название новой студийной ленты Е. Юфита («Папа, умер Дед Мороз») спотыкаешься о запятую. Кажется, уместнее ей определиться точно посередине. Симметрия проясняет. И хотя реминисценции по поводу папиной смерти (и тем более смерти «папиного кино») уже неприлично банальны, но смерть деда просто явно не в масть. Уж если кто и умер, то это все, кроме Деда. Дед (потрясающей колоритности и матерости тип) жив дважды: как дед и как отец отца. Будучи вторым и редуцируя отца к ребенку, он делает внука сиротой, безотцовщиной. Тяготение к дедушке, вплоть до принятия смерти от него отсылается к укоренившимся субститутам фигуры Деда: Дедушка Ленин («живее всех живых» и «на все вопросы отвечает…»); Дед Мазай (известный [53] в народе защитник и спаситель зверей); Дедушка Александр Макарович (деревенский житель и последняя надежда Ваньки Жукова); Дед Мороз (красноносый любимец детворы, даритель подарков)…
Парад генеральных Дедов («дедовщина»?) в нашем сознании еще не скоро избавит от рецидивов дедоцетризма.
Русский человек вообще не вырос из внутрисемейной отроческой жизни. Сценарий внутрисемейных разборок (отец — сын) и сборок (дед — внук) проектируется и в царство мертвых, а именно вурдалаков («Вурдалаки» — первое, рабочее название фильма) — мертвецов, работающих под живых.
Пожилые серьезные мужчины оказываются в фокусе некрореалистического проекта. Их самодостаточность (во всех возможных смыслах), волевой активизм, архаическая агрессия, канализирующие извержения естества, направлены в защиту мужского против женского. Женщина не вписывает в некроландшафт. Она излишне жизнелюбива и осторожно для альпинистско-героических устремлений «рыцарей поднебесья».
Новый фильм Е. Юфита — неожиданный итог скандально-напористых, андеграундовских короткометражек. Суммативность сюжетных автоцитаций врастает в плавный, медитативный текст — путешествие в неведомое. Чуткая, внимательная работа с определенными состояниями сознания, связанными с особым интересом, интересом-влечением к смерти. Работа эта впервые обнаруживает признаки позитивного задания. Следует с очевидностью зафиксировать коррекцию киномышления, вектор обретения достоинства, дедской матерости.
Добавить комментарий