Результаты психоделической терапии, как и голотропной терапии (С. Гроф) опытным путем неопровержимо свидетельствуют об огромном терапевтическом эффекте переживаний состояния «смерти-возрождения» в плане излечения невротических, психосоматических и ряда психических расстройств. Более того, соприкосновение с состоянием смерти обусловливало в дальнейшем глубокую личностную перестройку. Личность человека, ее структура претерпевали глобальные изменения.
Потрясает схожесть между ощущениями, возникающими в период переживания смерти в психоделическом состоянии, в голотропном состоянии (С. Гроф), в состоянии околосмертного опыта, описанным людьми, перенесшими клиническую смерть (Р. Моуди и др.), процессом биологических родов и мифологическими образами.
По-видимому, механизм, лежащий в основе переживаний, возникающих при контакте со смертью или смертельной опасностью, универсален и вскрывает глубинный потенциал по духовному перевоплощению, что обусловлено архетипически.
Переживания, возникающие при соприкосновении со смертью вызываются не только реальным контактом или реальной угрозой, но и с помощью различных психотехник: телесноориентированной психотерапией (В. Баскаков); медитативными приемами; гипнотическим внушением; в состоянии наведенного транса: в результате депривации сна, особенно парадоксальной его фазы, монотонного пения, своеобразных танцев и т.д. наряду с уже отмеченными: приемом психоделических средств (С. Гроф) и голотропной терапии (С. Гроф).
Наши древние предки прекрасно знали и использовали эту уникальную способность — исцеляться, испытывать духовное перерождение путем близкого соприкосновения со смертью.
Вполне возможно, что предсмертное состояние играет роль катализатора в развитии личности. Установлена прямая зависимость между переживанием смерти-возрождения и развитием способности к экстрасенсорному восприятию и парапсихологическим феноменом.
В мировой антропологии существует уникальное понятие «обряд перехода». Это определенные ритуальные, под час мистически окрашенные действия, выполненные как над отдельным человеком, над группой лиц или даже целыми культурами, в целях трансформации личности, ее духовного перерождения, обеспечивающего переход на более высокий уровень функционирования.
«Обряды перехода» в той или иной форме встречаются во всем мире, практически во всех культурах. И что очень важно: обряд перехода основывается на ритуальном соприкосновении со «смертью-возрождением». Структура «обряда перехода» совершенно такая же, как и структура переживания смерти в психоделическом состоянии и в голотропном состоянии, в состоянии реально пережитого околосмертного опыта у лиц, перенесших клиническую смерть, как и структура протекания родов и мифологическими сюжетами.
Несомненно, «обряд перехода», структурно связанный с проблемой «смерти-возрождения», является мощным катализатором для духовного перерождения, как отдельного человека, так и общества в целом. Является средством нравственного оздоровления и исцеления от невротических, психосоматических недугов.
Добавить комментарий