Христианский путь спасения человека

[74]

В течение последних трех столетий философские и научные знания пришли в противоречие с религиозными представлениями человека. Начиная с эпохи Просвещения, смысл человеческой жизни стал рассматриваться в контексте развития философии и научно-технического прогресса. Однако игнорирование религии и ее противопоставление науке оказалось пагубным для человека.

Процессы, происходящие сегодня в мире, во многом объясняются состоянием несчастного, отчаявшегося человека. Агония современного мира напоминает последние века античности. Тогда спасением для человечества оказалось рождение новой религии. Сегодня возвращение к истокам христианства является условием возрождения. Космические и социальные процессы вновь заставляют думать о судьбе человечества и о дегуманизации культуры. Все это непосредственно связано с проблемами религии. Человек есть самая большая тайна бытия, и раскрытие этой тайны является главной задачей.

Арнольд Гелен отмечал, что, если хотят определить сущность человека, то обычно выбирают одно из двух направлений: снизу вверх — от животного к человеку, и сверху вниз — от Бога к человеку. В разные исторические эпохи рассмотрение этих двух направлений приводило к разным интерпретациям сущности человека. Хотя в каждую эпоху существовало свое определение человека, начиная от homo [75] sapiens и кончая homo faber, после средневековья определение человека как «образа и подобия Божия» было почти предано забвению.

Не существует одного, общепринятого определения, и между различными определениями человека нет ничего общего. Антропологи от теологии, философии и естественных наук не имеют точек соприкосновения. Но куда ведет человека современная цивилизация или, вернее, куда ведет себя сам человек, когда убивает Бога? «Бог умер», — технический прогресс заколдовал человека и он отрешился от нравственных и религиозных ценностей. «Чему служит моя душа? — вот о чем надо спрашивать себя до того, как начнешь исследовать ту часть своего существа, которую принято считать преходящей», — Марк Аврелий (2, 134).

Человек был создан по образу и подобию Бога, но христианское толкование учитывает и его греховную природу. То есть в христианстве человек предстает как в своей негативной, так и позитивной сути.

Человек был создан свободным существом, Бог наделил его свободной волей, и поэтому у него возможность выбора между добром и злом. По словам В. Лосского, человек может принять или отвергнуть Божью волю, но и в случае отречения от Бога, когда он перестает быть соприродным своему Создателю, человек не перестает быть личностью. Это несомненное свидетельство того, что образ Божий непоколебим в человеке.

По словам Григория Назианзела, Господь в знак уважения к человеку дал ему свободу выбора между добром и злом. Человек волен распоряжаться своей судьбой, поскольку он создан по образу и подобию Бога (6, 119).

Грехопадение лишило его Божьего подобия, святости, способности непосредственно воспринимать природу. Он оказался в мире, разделенном на добро и зло. Человек не в состоянии вернуться к своей первоначальной природе. То, что до грехопадения являлось его преимуществом, стало источником многих опасностей и соблазнов.

По мнению Блаженного Августина, разум обладает двойственной природой, поэтому любая дефиниция человека представляет собой смесь сущности и небытия. [76] Если нам приходится говорить о двойственности человеческой природы — до грехопадения и после него, — то религия предстает единственной возможностью проникновения в сущность человека. Человек склонен оценивать себя в масштабах вселенной. Центром вселенной ему представляется то ограниченное пространство, в котором протекает его жизнь. Но если определить человека как animal rationale, то в стороне остается similitudo Dei (образ Божий). Человек не является одним только homo sapiens, homo faber, animal rationale, или zoon politikon.

Все эти определения не исчерпывают сущности человека, если только мы одновременно не будем рассматривать его еще и в качестве «образа и подобия Божия», в качестве верующего существа, что является его главнейшей дефиницией. В противном случае мы будем иметь лишь односторонний взгляд на человека и никогда не узнаем, что он есть на самом деле.

Определение человека не может быть полным, если оно не учитывает стремление человека посредством веры обрести утраченную связь с Господом. Анализ мировоззрения, предполагающего покорение вселенной, дает основание говорить об иллюзии, которой подвержены люди. Действительно, может ли мировоззрение охватить все измерения? Как на основе мировоззрения понимать себя, понимать мир или себя в этом мире? Мы неизбежно оказываемся перед замкнутым кругом проблем. Чтобы разрешить их, необходимо осмысление дефиниций сущности человека в их отношении к пониманию человека как «образа Божия».

Христианская вера может способствовать развитию научного, философского и гуманитарного образования в сторону более полноценного, нравственного направления. Она может определить место религии, философии и науки в жизни.

Как отмечает А. Осипов, изоляция науки и философии от христианской религии неизбежно ведет к распаду единого образа мира с сопутствующими этому процессу негативными последствиями, подтверждением чего является и наша история. Но сегодня имеются условия для продуктивного диалога между этими тремя сферами.
[77]

Главнейшей проблемой ХХI века будет восстановление взаимосвязей между научным, философским и религиозным видением мира. Пока между ними не будет установлена связь, говорить о каком-либо едином, устойчивом обществе, а также об истинно гуманных достижениях и цельном мировоззрении нет никаких оснований. Взаимосвязь этих трех субстратов требует от человека восстановления гармонических отношений.

Решение вопроса о смысле человеческой жизни, а также о благополучном существовании человека в мире, неизбежно ведет к необходимости признания бытия Бога.

Что может дать науке и философии христианская вера?

  1. Необходимость признания духовно-нравственных критериев;
  2. Чтобы не погибнуть, разум должен соблюдать границы познания (св. Калист);
  3. Противопоставление науки и философии христианству ведет к распаду цельного образа мира, поэтому необходимо найти единые принципы знания и веры. В противном случае может начаться процесс распада образа человека, человек может лишиться «образа Божия» и продолжить в этом мире лишь негативное существование.

В мире должна распространиться новая христианская духовность, от которой будет зависеть судьба человека и мира в целом. Новая духовность должна вновь гуманизировать культуру и человека, и тогда для христианства в этом мире наступят новые времена.

Литература


  1. Блаженный Августин. Исповедь. Тб., 1997.
  2. Марк Аврелий. Мысли. Тб., 1972.
  3. Николай Бердяев. Судьба человека в современном мире. Тб., 2003.
  4. Эрнст Кассирер. Рассуждение о человеке. Тб., 1983.
  5. Александр Осипов. Три лекции о православии. Тб., 2002.
  6. Lossky V. Theologice mystique de leglise d'Orient. Paris, 1944.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий