На данном этапе становления российского федерализма мы можем присутствовать при оформлении новой политической системы государства, которая ведет поиск собственного оптимального состояния.
Задача, стоящая перед нашей страной и ее гражданами чрезвычайно сложна и нуждается в научно-философских разработках для своего разрешения.
Политическая история России наполнена самыми разнообразными моделями (как теоретического характера, так и воплощенных в практике) региональной дифференциации и стратификации политического пространства.
Однако время требует все новых и новых корректив в политическое бытие регионов России на определенном этапе развития политической мысли, ставящей новые, подчас коренным образом отличающиеся от предыдущих задачи и цели, политической мысли, которая привносит свои субъективные, обусловленные пространственными и временными рамками, идеалы.
Рубеж веков — вот то состояние перехода из старого качества в новое, которое всегда волновало умы интеллектуалов.
Нам выпало испытание жить в такую эпоху, в стране чья история помнит трагедии смены вех. И сегодня наши мысли наполняются вопросами, на которые мы обязаны найти ответ:
И вопросы эти звучат: Какова политическая реальность (политическое бытие) региональной политики? Достижима ли цель — сообщество регионов?
Чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо увидеть, что же представляет собой сегодняшнее российское государство и его регионы! Сегодня мы можем наблюдать внутригосударственную дифференциацию, обусловленную самыми разнообразными факторами, будь то бедные и богатые регионы; приграничные и срединные; с сильной местной или федеральной властью и т. п.
Возможно ли единство или хотя бы согласованность между столь разными структурами политически объединенного целого? А если возможно, то силовым путем или порывом души?
На сегодняшний день решение данной дилемы видят в создании федеральных округов во главе с единой властью в лице полномочных представителей президента.
Федеральные округа призваны стать теми региональными структурами, которые укрепят политическую систему современной нам России. В их основание заложены многие политические механизмы, учитывающие традиции российского районирования и снимающие наиболее явные просчеты современной региональной политики. Но в то время нам следует учитывать те обстоятельства, что формирование подобного вида [287] региональных образований продиктовано специфическими и даже негативными условиями, в которых прибывает российское государство сегодня:
Во-первых, сильные лидеры на местах, руководящие своими вотчинами в соответствии с собственными идеалами и страстями, которые вполне могут привести к выходу из состава РФ;
Во-вторых, конкуренция между главами регионов ведется, главным по двум направлениям: приобретение больших политико-правовых полномочий и средств из федерального бюджета, вместо самостоятельного наращивания политико-экономического потенциала.
В данной связи мы не можем назвать федеральный округ завершенной моделью политического бытия, можем говорить о целесообразности создания подобных регионов только для данного периода времени. Однако нельзя не отметить и ряд позитивных преобразований, которые инициируют новые территориальные единицы российского государства:
- Во-первых, сохранение территориальной целостности Российской Федерации напрямую взаимосвязано с существованием государства как такового, ибо отторжение лишь одного из регионов будет воспринято центробежными силами внутри страны как неспособность федеральной власти остановить процесс разрушения; а также антироссийски настроенными силами за ее пределами как свидетельство о полной утрате руководством страны механизмов контроля во внутренней политике, что неизбежно будет перенесено и на сферу международных отношений.
- Во-вторых, подтверждение принципа федеративного устройства;
- В-третьих, установление строгой вертикали отношений с субъектами федерации (численность которых многими практиками и теоретиками рассматривалась как неэффективная) через институт полномочных представителей, возглавляющих новые регионы;
- В-четвертых, возможность для регионов осуществлять функциональное сотрудничество как в сфере внутренней политики (между субъектами федерации), так и во внешнеполитических сношениях (на уровне регионов (федеральных округов) и в транснациональной перспективе).
По нашему мнению, современное политическое бытие в нашей стране содержит в себе два вектора развития. Первый — таит угрозы и неопределенность, но второй, все набирающий силу устремлен в будущее могущественного, политически и экономически процветающего государства.
Добавить комментарий