Восток и Запад в диалоге культур — тема, волнующая многих современных исследователей. Антиковеды, изучающие жизнь римлян императорской эпохи, также имеют возможность принять участие в обсуждении этой темы. Подданными Рима в первые века нашей эры являлись не только жители Италии, но и многочисленные провинциалы, уроженцы западных и восточных регионов древней ойкумены. Период принципата нередко воспринимается учеными как время интенсивного воздействия эллинистической культуры на культуру римлян. Не могут не заинтересовать исследователей и источники, содержащие информацию о фактах непосредственного приобщения римлян к культуре включенных в состав империи стран эллинистического Востока. В начале I в. н. э. регионом, еще не очень хорошо освоенным жителями западных областей Римской империи, был Египет. К числу знаменитых римлян, посетивших эту страну в годы правления императора Тиберия, следует отнести и Луция Аннея Сенеку (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), политика, ф??лософа, писателя, драматурга. Знакомство с литературными произведениями, освещающими «египетский период» жизни философа или созданными под впечатлением от путешествия в государство, ранее управлявшееся династией Птолемеев, может помочь исследователям понять особенности восприятия мира Востока людьми, воспитывавшимися в римских традициях.
[127]
Сенека — римлянин эпохи принципата, уроженец провинции Бетики, находившейся в западной части империи. Родина философа — испанский город Кордуба (современная Кордова). Однако образование Сенека, сын состоятельных родителей, получил в столице, превратившейся в начале нашей эры в крупнейший центр античной культуры. В 10-е гг. I в. юный провинциал начал слушать лекции обосновавшихся в Риме философов. Сенеку ученые обычно называют стоиком, хотя сам римский мыслитель считал себя эклектиком. Одним из наставников философа был выходец из Александрии Сотион, в учении которого присутствовали стоические и пифагорейские элементы 1. Возможно, именно он заинтересовал Сенеку культурой эллинистического Египта. В юности Сенека пытался вести аскетический образ жизни. Однако желание добиться славы и успеха на политическом поприще, неравнодушие к материальным благам, являвшиеся проявлениями «римского начала» в философе, оказались сильнее его стремления к самосовершенствованию. В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека упоминал и о недоброжелательном отношении ортодоксально настроенных римлян к проживавшим в Риме «чужеземцам». В годы молодости стоика члены восточных религиозных общин изгонялись из столицы империи. Отец Сенеки, «римлянин старого закала», не скрывал своей неприязни к философам и аскетам. Сенека Младший принадлежал к поколению римлян, родившихся уже в период принципата Августа. Его ровесники более свободно общались с представителями других культур.
Побывать в стране, воспетой многими античными авторами, Сенека мог как представитель всаднического сословия и близкий родственник супруги императорского чиновника Г. Галерия, в 16 — 31 гг. занимавшего ответственную должность префекта Египта 2. 20-е гг. I в., «египетский период», следует считать важным этапом в жизни римского мыслителя, исследователя, политического деятеля 3. В Египте уроженец Кордубы познакомился с общественной деятельностью, бытом, сферой досуга эллинистическо-римской элиты. Сенека посещал александрийский Мусейон, знаменитую библиотеку, встречался с египетскими учеными. Сенека — современник Филона Александрийского, а также упоминаемого в некоторых античных источниках писателя, философа, автора книг о религии древних египтян Херемона (Хайремона) 4. С Херемоном Сенека, по мнению ряда ученых, поддерживал дружеские отношения 5. Оба философа стали впоследствии наставниками будущего императора Нерона 6. Можно вспомнить о том, что известный польский писатель и ученый Я. Потоцкий, создатель нескольких сочинений о древнем Египте, сделал Херемона героем романа «Рукопись, найденная в Сарагосе».
Римский стоик — автор труда “De situ et sacris aegyptiorum” (Sen. Fr.12). Другой вариант названия этой работы — “De ritu et sacris aegyptiorum” 7. В сохранившемся [128] отрывке из сочинения «О стране и обрядах египтян» содержатся сведения о Филах — острове, на котором находился храм Исиды. Философ пересказывал в своем труде миф об Осирисе, Тифоне и Исиде. Религиозные церемонии участников египетских мистерий Сенека описал в трактате «De superstitione» («О суеверии»). Сочинения философа — яркое подтверждение популярности синкретических богов в Римской державе I века. Исследователи, рассматривая вопросы о возможности контактов Сенеки с христианами и о подлинности переписки философа с апостолом Павлом, обращали внимание на то, что в 20-е гг. I в. римский стоик имел возможность изучить жизнь александрийской иудейской общины. Однако обычаи иудеев были чужды ироничному римлянину. Именно поэтому русские богословы, анализируя высказывания Сенеки о представителях восточных религиозных общин, не относили стоика к числу «тайных христиан». Философ, по их мнению, был человеком, сумевшим сохранить верность античной традиции 8.
Современные специалисты пишут о связи Сенеки с эллинистической культурой 9. В настоящем сообщении мы назовем лишь некоторые факты, свидетельствующие о том, что философ интересовался духовной, интеллектуальной жизнью народов Востока. В одном из ранних произведений Сенеки, трактате «De matrimonio» («О браке»), прославлялась жизнь философа-аскета. Римский стоик уподоблял мудреца легендарной птице феникс, а также, в отличие от большинства античных философов, не всегда ставил знак равенства между благом и знанием, между мудрецом и человеком образованным, изучившим «свободные искусства и науки». Сенека входил в довольно узкий круг латиноязычных писателей, являвшихся авторами сочинений, посвященных проблемам естествознания, что, несомненно, сближало его с представителями эллинистической культуры, александрийской науки. «Naturales quaestiones» — самое известное естественнонаучное произведение Сенеки, в котором описаны различные природные явления. Первые главы четвертой книги «Вопросов естествознания» — очерк о Ниле и жителях нильской долины 10. Философом были собраны материалы о природе и населении Индии, вошедшие в труд «De situ Indiae», известный римлянам императорской эпохи.
Называя Сенеку человеком, приобщенным к эллинистической культуре, мы все-таки должны обратить внимание на то, что сам философ считал себя римлянином. Сенека был талантливым оратором, преуспевающим юристом и финансовым магнатом, известным политическим деятелем времени Юлиев-Клавдиев. Не остается незамеченным исследователями и «ромацентризм» Сенеки 11. Знакомство с творчеством философа дает нам возможность осознать неоднозначность отношения римлян к представителям других культур. Анализ материалов, освещающих [129] «египетский период» жизни Сенеки, позволяет нам видеть в нем римского интеллектуала, умевшего оценить культурные достижения жителей эллинистических государств, и яркого представителя имперской элиты I в., в идеологии которой космополитизм сочетался с верностью римским традициям, с признанием актуальности римских ценностей.
- [1] Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995. С. 290; Pratt N.T. Seneca’s Drama. Chapel Hill; London, 1983. P. 41.
- [2] Smith C.E. Tiberius and the Roman Empire. Baton Rouge, 1942. P. 97; Brunt P.A. Roman Imperial Themes. Oxford, 1990. P. 246.
- [3] Pratt N.T. Seneca’s Drama. P. 39 — 40.
- [4] Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990. С. 355, 356; Столяров А.А. Стоя и стоицизм. С. 292.
- [5] Pratt N.T. Seneca’s Drama. P. 41 — 42, 44.
- [6] Сизек Э. Нерон. Ростов-на-Дону, 1998. С. 20 — 22.
- [7] Duff J.W. A Literary History of Rome in the Silver Age. From Tiberius to Hadrian. London; New York, 1968. P. 161, 167, 602, 603.
- [8] Т-в М. Предание о переписке философа Сенеки с апостолом Павлом // Вера и разум. 1895. N1. С. 33, 48.
- [9] Williams G. Change and Decline. Roman Literature in the Early Empire. Berkeley; Los Angeles; London, 1978. P. 143 — 144; Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме // Эллинизм: восток и запад/ Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1992. С. 176.
- [10] Существует русский перевод первых глав IV книги сочинения Сенеки “Naturales quaestiones”. См.: Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты // Сост. А.А. Аветисьян. Киев, 1958. С. 83 — 89.
- [11] Межерицкий Я.Ю. Восточные exempla и римская действительность у Сенеки // Проблемы античной истории и культуры (Доклады XIV международной конференции античников социалистических стран «Эйрене») // Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. Т. 1. Ереван, 1979. С. 164.
Добавить комментарий