Археологические памятники, описанные Д.А.Клеменцем (1848-1914) во время Турфанской экспедиции 1898 г.

[69]

В 1898 г. Российская Академия наук по инициативе В.В.Радлова снарядила экспедицию в Турфан под руководством этнографа Д.А.Клеменца (1848–1914 гг.).

Данная экспедиция впервые имела специальную цель изучения археологических памятников Турфана и его окрестностей.

Д.А.Клеменц ставил целью археологическую рекогносцировку — фиксацию памятников Турфана, отрывочные сведения о которых были доставлены прежде рядом российских экспедиций.

Краткий отчет о результатах этой экспедиции был издан в 1899 г. на немецком языке [Klementz 1899]. Материалы Турфанской экспедиции Д.А.Клеменца 1898 г. хранятся в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН.

В ходе путешествия Д.А.Клеменцем были описаны остатки трёх древних городищ: Яр-хото, старого Турфана, уйгурского города Идикут-Шари близ Каракоджи и Астаны, а также старинной ступы Тайзан. Другие археологические памятники, обследованные экспедицией, располагались в ущельях гор, окружающих с севера Турфанскую впадину: при выходе в долину Сенгим-огыз, к северу от Караходжи; к северо-западу от Сенгим-огыза (у Д.А.Клеменца «Сенгимауз») — ущелье реки Муртук с группой пещер Безеклик; большое ущелье Туюк-мазар с многочисленными пещерами и развалинами, а также большая ступа в деревне Сыркип (у Д.А.Клеменца «Сырхеб»).

[70]

Среди материалов Д.А.Клеменца, хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН, представлены описания всех исследованных им археологических памятников. Фотографии и рисунки Д.А.Клеменца, сделанные во время экспедиции, являются уникальным материалом для исследования культуры Турфана домусульманского периода.

В архиве Российского этнографического музея и АВ ИВР РАН хранятся фотографии экспедиции Д.А.Клеменца за 1898 г. Среди фотографий АВ ИВР РАН имеются снимки пещерных храмов Туюк-мазара и их стенных росписей; пещер в Муртуке и фрагментов их стенных росписей; пещер в Сенгим-огызе; стенных росписей в Яр-хото; ступы в Астане, развалин Асса-шари; остатков города Идикут-шари; ступы в Сыркипе; турфанской мечети.

Уцелевшая застройка города Яр-хото отличалась большой сложностью, по этой причине до Д.А.Клеменца никто не давал ее описания и не воспроизводил план города [Ольденбург 1914: 23].

Из хранящейся в АВ ИВР РАН тетради под заглавием «Турфанские памятники, описанные во время экспедиции 1898 г.», мы узнаем, что город Яр-Хото располагался в 6,5 км к западу от города Турфан между дорогами из Урумчи и Карашара на р. Субаши.

Среди материалов Д.А.Клеменца в АВ ИВР РАН есть лекции о Восточном Туркестане. В ней также приводятся сведения о городе Яр-Хото: «Древний город Яр расположен между двумя рукавами реки Субаши, поэтому подход к нему возможен только с юго-западной стороны. Длина застроенной площади около 500 метров, ширина около 90 метров» [Турфанские памятники 1899: Л.4]. Из краткого опубликованного отчета Д.А.Клеменца мы узнаем, что здания в Яр-Хото были построены на скалистом острове между рукавами реки Яр. Город состоял из глинобитных построек, в нижних этажах которых были выкопаны пещеры с нишами. На склонах ниже города и на западном берегу реки Яр было выкопано 40 пещер [Nachrichten 1899: 24].

В отчете также говорится о типах зданий и их назначении. Большие здания квадратной формы, состоявшие из внешнего и внутреннего здания, служили храмами.

Внутри одного двора экспедицией было обследовано высокое четырехугольное здание с двумя рядами ниш, в которых встречались об-

[71]ломки буддийских статуй. Над отбитыми головами некоторых скульптур можно было видеть остатки нимба, от других статуй сохранилась нижняя часть, изображающая позу с перекрещенными ногами. Будды одеты в мантии, прикрывающие левое плечо и открывающие правое [Klementz 1899: 25]. Д.А.Клеменц фиксирует два положения рук: «… руки или сложены на ногах или правая рука приподнята» [Турфанские памятники 1899: Л 4 об.].

В северной части разрушенного города на фундаменте одного здания располагалось пять башен. Центральная башня имела цилиндрическую форму, по четырем углам других в углублениях располагались ниши, в которых были статуи Будды и стенная живопись буддийского содержания. Данное сооружение, по мнению Д.А.Клеменца, являлось буддийским храмом.

По результатам исследований Д.А.Клеменца впервые для европейской науки было выявлено, что Яр-Хото — один из наиболее сохранившихся древних городов Турфана, так как город располагался на высокой скале, и туда невозможно было провести воду для орошения [О постройках в Турфане 1899: Л.6 об.].

Обследовав Яр-Хото, экспедиция направилась в старый Турфан. Глинобитные постройки старого Турфана были обнесены стеной из сырцового кирпича, которая имела высоту не менее 15,5 м. Здания частично разрушились, другие были перестроены для нужд местного населения [Nachrichten 1899: 29].

К юго-западу от г. Люкчун экспедиция обследовала развалины монастыря Асса-шари. Слово «шари» указывало на то, что они представляли собой развалины города, однако еще Г.Е.Грумм-Гржимайло предположил, что Асса-шари являлись развалинами монастыря [Грумм- Гржимайло 1948: 206].

В своем дневнике Д.А.Клеменц представил более точное описание Асса-шари: «Известно, что монастырь был окружен со всех сторон каменной стеной, к которой с внутренней стороны были пристроены ряды сводчатых келий, а в середине стояло высокое здание с нишами и окнами, вероятно, служившее храмом» [О постройках в Турфане 1899: Л.2].

Другим объектом исследования Д.А.Клеменца стала старая турфанская мечеть. В ней древней постройкой являлась только башня, дру-

[72]гие пристройки относились к мусульманскому периоду, т. е. были построены не раньше VIII в.

Из старого Турфана экспедиция отправилась в Идикут-шари. Д.А.Клеменц дает этому памятнику такое описание: «Этот город, как и старый Турфан, был окружен высокой стеной. С северо-востока на юго- запад его пересекала речка Караходжа. На въезде в город были установлены ворота. В стенах на высоте 10 м были проделаны углубления, в которых крепились помосты галерей. Из зданий внутри города наиболее сохранилось два вида: высокие четырехугольные здания, разделенные внутри поперечными стенами на три или четыре комнаты с южным входом и длинные двухэтажные здания, состоявшие из ряда сводчатых камер».

Д.А.Клеменц установил наиболее часто встречающиеся в Турфане типы зданий. С южной стороны города Идикут-шари встречались сооружения, похожие на постройки в Яр-хото: двухэтажные здания с нишами, внутри которых сохранились фрагменты штукатурки и скульптур [Klementz 1899: 29].

Аналогичные здания были обследованы Д.А.Клеменцем в поселении Астана. Несмотря на сильное разрушение, было очевидно, что в центральной комнате этих зданий углы имели закругленную форму.

Здание похожей архитектуры находилось в оазисе Сырхеб в 30 км от Идикут-шари. Оно представляло собой четырехстороннюю усеченную пирамиду. На высоте 3 м от земли располагались пять рядов ниш, имеющих 4-угольную форму. В нишах также встречались остатки буддийских статуй [Путевой дневник 1899: Л. 90]. В центре внутренней комнаты возвышался пьедестал или алтарь, на котором располагалась статуя Будды [Nachrichten 1899: 31].

Описанный тип постройки соответствовал архитектуре известного храма Буддагая в Наланда, но в Турфане он выполнял роль ступы, т. е. был возведен в память о важном событии или служил хранилищем буддийских реликвий [Культурный оазис 1899: Л.24 об.].

За пределами восточной городской стены Идикут-шари встречался целый ряд сооружений высотой 3,6 м с плоскими куполами, лежащими на четырехстороннем основании. В окрестностях Идикут-шари располагалось 20 таких ступ, многие из них были окружены глиняной стеной.

[73]

Ступы такого типа, но меньших размеров, были обнаружены экспедицией на р. Муртук в пещерных храмах.

На реке Туюк в поселении Туюк-мазар также встречались ступы описанного вида [Klementz 1899: 32].

Наряду с развалинами городищ экспедицией Д.А.Клеменца в турфанской местности были обследованы пещерные храмы Яр-хото, Сенгим-огыза, Муртука и Туюк-мазара [Klementz 1899].

Результатом исследований Д.А.Клеменца стала фиксация основных типов пещерных храмов Турфана.

Наиболее простая форма пещерного храма, описанная Д.А.Клеменцем, представляла собой камеру с удлиненным четырехугольным входом и плоским потолком. Такой тип храма распространен в пещерах Туюк-мазара.

Пещеры, имеющие сводчатый вход и плоский потолок, наиболее распространены были в Турфане. Большие пещеры такого типа были обнаружены экспедицией Д.А.Клеменца в Муртуке.

Третий тип пещерных храмов — пещеры с нишами. Двойные пещеры (когда внутри пещеры находится еще одна) встречались в пещерных храмах Муртука и Туюк-мазара [Турфанские памятники 1899: Л. 4].

Особо был выделен тип пещеры с колонной, вокруг которой был сделан узкий ход. Колонна находилась напротив входа в пещеру, рядом располагалась большая статуя Будды, иногда с второстепенными персонажами и символами. Этот тип пещеры встречался в Яр-хото; в большем количестве в пещерных храмах Сенгим-огыза, Муртука, Туюк-мазара.

Еще один тип пещеры, имеющий потолок в форме усеченной пирамиды, встречался в Туюк-мазаре [Klementz 1899: 35].

В Яр-хото экспедиция Д.А.Клеменца обследовала 40 пещер, в Сенгим-огызе 15, 32 в Муртуке и 75 в Туюк-мазаре [О постройках в Турфане 1899: Л.2 об.].

По сведениям Д.А.Клеменца, 1/4 всех пещер Турфана содержала стенную роспись, представленную сюжетами светского и религиозного содержания. Наиболее распространенный сюжет — переход Будды в нирвану. В пещерах экспедицией были найдены рукописи на санскрите, китайском и уйгурском языках, а в одной из пещер Яр-хото была обнаружена целая серия древне-тюркских рунических надписей [О по-

[74]стройках в Турфане 1899: Л. 6 об.]. В двух пещерах в Туюк-мазаре найдены фрагменты китайских рукописей и картины на шелке [Klementz 1899: 38].

Помимо вышеперечисленных памятников экспедиция Д.А.Клеменца зафиксировала курганные древности: в окрестностях городка Дабан-чена каменные плиты, каменные бабы около станции Сеопа на соленом озере [«Культурный оазис» 1899: Л.72]. В 11 км от Дабан-чена 10 керексуров — могил, засыпанных щебнем. На границе Турфанского региона между Сыркипом и Лемджином спутник Д.А.Клеменца, В.С.Андреев обнаружил писаный камень с тамгой — родовым фамильным знаком.

На обратном пути вдоль северного склона Тяньшаня между Манасом и Шихо были найдены каменные могилы [Klementz 1899: 24].

Экспедиция Д.А.Клеменца 1898 г. впервые зафиксировала уникальные культурно-исторические памятники Турфана, что стало основой для последующих исследований европейских исследователей в данном регионе. В материалах Д.А.Клеменца подробно описаны типы построек, встречающихся в древних городищах Турфана, типы пещерных храмов и их внутреннее устройство; установлено назначение построек. Д.А.Клеменц дополнил сведения о турфанских памятниках, привезенные путешественниками, побывавшими там прежде: ботаника Э.Л.Регеля, географа Г.Е.Грумм-Гржимайло, военного топографа М.В.Певцов, исследователей Центральной Азии П.К.Козлова, В.И.Роборовского. Рукописные и эпиграфические материалы, привезенные Д.А.Клеменцем, положили начало изучению домусульманской культуры Восточного Туркестана.

Литература:
  • [1] Грумм-Гржимайло 1948 — Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай. М.: ОГИЗ Государственное издательство географической литературы, 1948.
  • [2] Клеменц 1899 — Клеменц Д.А. «Культурный оазис» или «Остатки культуры в пустынных землях Азии» (О Восточном Туркестане), публичная лекция, читанная в пользу Общества окончивших Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Ф. 28, оп.1, ед. хр. 131.
    [75]
  • [3] Клеменц 1899 — Клеменц Д.А. О постройках в Турфане и Идикут-шари Ф. 28, оп.1, ед. хр. 129
  • [4] Клеменц 1899 — Клеменц Д.А. Путевой дневник за 1898 г. Ф. 28, оп.1, ед. хр. 91.
  • [5] Клеменц 1899 — Клеменц Д.А. Турфанские памятники, описанные во время экспедиции 1898 г. Ф. 28, оп.1, ед. хр. 130.
  • [6] Ольденбург 1914 — Ольденбург С.Ф. Русская Туркестанская Экспедиция 1909–1910 года. Краткий предварительный отчет, Ч. 1. СПб.: Издание Императорской Академии наук, 1914.
  • [7] Klementz 1899 — Klementz D. Nachrichten über die von der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg im Jahre ausgerüstete Expedition nach Turfan / überzetzt von O.v.Haller von D.Klemenz aus dem Russischen, Heft I. СПб., 1899.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий