Строение буддийского психокосма и архитектура древнеиндийской ступы

[113]

Картина мироздания в классическом буддизме основана на идее единого психокосма, имеющего выражение одновременно в онтологическом и психологическом планах, включающего в себя Три мира — чувственный, форм и не-форм, охватывающих соответственно 11, 16 или 17, и 4 уровня бытия, общим числом 31 или 32, и представляющим собой на всех уровнях сансару — феноменальное бытие, характеризуемое различной степенью страдания, или претерпевания; только выход за пределы Трех миров означает достижение нирваны. Учение о строении психокосма имеет ключевое значение в понимании цели буддийской практики и путей ее достижения. Оно основано на психотехническом опыте и находит свое выражение в философской форме для высоко образованных монахов и в мифологической для простых верующих. В первом случае оно предстает как теория дхарм, во втором — как представление о различных небесах божеств и их обитателях; оба способа выражения психотехнического опыта полностью соотносимы со стадиями дхьны (созерцания), их различие состоит лишь в адресной направленности и, соответственно, формах изложения.

В научной литературе получило признание мнение, что материальным выражением учения о психокосме стали буддийские культовые сооружения — ступы. Этот вывод не опирается на какое-либо конкретное указание в текстах, он вытекает из общего представления о мировоззрении буддизма и принципах построения и назначения религиозно-культовых сооружений в целом. Такой подход вполне обоснован, но, приняв его, правомерно поставить и следующий вопрос: детализируется ли космологическая семантика ступы в ее архитектурных формах? В связи с отсутствием конкретных указаний в письменных источниках, ответить на него можно только опираясь на анализ [114] первоначального, древнеиндийского этапа культурогенеза ступы, охватывающего примерно полторы тысячи лет, и сравнивая его с последующими национальными традициями. Такой подход позволяет рассматривать факт культуры не только в исторической перспективе, но и в ретроспективе, исследуя зародыш явления с точки зрения его последующего, более полного развития.

В настоящее время наука располагает указаниями, хотя и весьма проблематичными, на строительство ступ еще при жизни Будды, письменными и археологическими свидетельствами о ступах, построенных сразу после его паринирваны, а также раскопанными и частично восстановленными памятниками, датируемыми III в. до н.э. — XII вв. н.э. Самые ранние ступы оказались недолговечны, поскольку возводились из земли и обкладывались дерном. Идея преходящести всего не способствовала стремлению ранних буддистов сохранять свои рукотворные произведения. При разрушении ступы содержавшаяся в ней святыня переносилась в новую. С оказанием поддержки буддийским общинам императором Ашокой начинается облицовывание ступ камнем и кирпичом, и открывается новая страница в истории буддийского зодчества. Основы архитектуры и семантики ступы были заложены в классический период расцвета буддизма, пришедшийся примерно на III в. до н.э. — III вв. н.э., представленный великолепными образцами буддийской наземной архитектуры Бхархута, Санчи, Амаравати, Гандхары и пещерным зодчеством в Западных Гхатах. Изучение этих памятников в динамике развития показывает процесс изменения архитектурных форм и пластического убранства ступы.

Первоначальная купольная форма ступы происходит от доведийского погребального холма шмашана, изображение которого можно видеть на одном из рельефов Санчи. В отличие от ступы этот холм имел не круглую, а квадратную ограду, очевидно, указывавшую направления сторон света. В арийской культуре утвердились круглые ограды, повторявшие традиционный путь прадакшины — ритуального обхода священного сооружения; квадрат, как ориентир в пространстве, был вынесен на вершину купола, получившего при этом некоторое уплощение; развевавшийся на вершине флаг был заменен зонтом; технология насыпания кургана и структура оград были сохранены, однако архитектоника сооружения видоизменилась. Как показали археологические раскопки, первоначально купол ступы покоился непосредственно на земле, и лишь в последствии его стали обносить дополнительным цилиндрическим барабаном, образовавшим со временем вторую обходную тропу. Таким образом арийская ступа получила три ограды: две круглых — на земле и на барабане, и одну квадратную на вершине. В пещерных храмах произошли дальнейшие изменения формы ступы: цилиндрический барабан вытянулся вверх и стал зрительно доминировать по отношению к куполу; ступа получила квадратное ступенчатое основание и зеркально [115] расположенные по отношению к нему карнизы над хармикой, превратившейся из прозрачной ограды в сплошной кубический массив; увеличилось количество зонтов. В Гандхаре представлены оба типа архитектуры: купольные и цилиндрические формы, переросшие затем в башенные. Произошедшие изменения следует рассматривать в нескольких аспектах, важнейшими из которых являются: культурно-этнический, технологический, семантический. В контексте темы данного доклада остановимся лишь на последнем из них.

Три основные уровня ступы — цилиндрическое основание, купол, хармику — возможно соотнести с тремя мирами буддийского психокосма: чувственным миром, мирами форм и не-форм. Основанием для такого заключения служат более поздние буддийские традиции. Так один из бирманских текстов содержит подобное указание относительно национальной архитектуры. Другой пример дает огромный культовый комплекс в Барабудуре, который не только представляет собой объемную мандалу, с общими очертаниями ступы, но имеет четко выраженную трехчастную вертикальную структуру: ступенчатое основание со сценами земной жизни Будды Шакьямуни, второй ярус — четыре квадратные галереи с фигурами Будд, и третий — открытая терраса с решетчатыми ступами и незаконченной фигурой Будды в центральной ступе; эти три уровня были соотнесены исследователями с буддийскими представлениями о Тройственном психокосме.

Подтверждением правомочности этого подхода является и пластическое оформление древнеиндийской ступы: рельефы, запечатлевшие сцены земного бытия Будды Шакьямуни и некоторые архаичные образы, первоначально располагались только на ограде и воротах сооружения, то есть за пределами самого памятника, посвященного достижению цели буддийского пути — просветлению и освобождению; цилиндрический барабан и купол ступы долгое время оставались простыми, не декорированными. Следующим этапом стало художественное оформление ограды барабана ступы, а затем и всей его поверхности; купол же по-прежнему оставался без украшений, если не считать лепные гирлянды цветов, заменившие первоначальные венки живых цветов. Абсолютная геометрическая простота и ясность купольной формы соответствует представлению о бесконечном мироздании, многократное воспроизведение которого в архитектурных формах ступы должно было способствовать его сохранению и утверждению, приводило буддийскую культовую практику в гармонию с законами вселенной. В соотнесении с цилиндрическим барабаном, оформленным разнообразными сценами земного бытия, ясность купола вполне соответствовала представлениям о невидимом мире форм, заселенном различными типами божеств, соответствующими определенным стадиям созерцания, то есть уровням концентрации сознания, его выхода за пределы материального мира. Вершиной этого процесса
[116]

является достижение мира не-форм, имеющего четыре уровня существования. Передать нематериальное в материальных формах возможно лишь символически, чему и служила решетчатая, прозрачная хармика.

Достижение мира не-форм все еще оставляет адепта в области сансары, и только выход за пределы всех Трех миров психокосма означает полное освобождение, абсолютный покой и блаженство нирваны. В архитектуре этой идее вполне соответствует шпиль ясти, поднимающийся из центра купола (не являющийся частью центрального осевого столба юпа). Переход от одного венчающего зонта к трем может быть объяснен как расшифровка понятия нирваны тремя абсолютными дхармами и тремя чистыми индриями. Таким образом семантика ступы включает в себя преодоление чувственного мира, мира форм и мира не-форм, и переход в причинно-необусловленное, абсолютное состояние нирваны, в отличие от бесконечного становления в сансаре. Дальнейшее увеличение количества зонтов происходило в пещерных храмах и было первоначально связано с художественным осмыслением и заполнением вертикали храмового пространства; оно получило свое семантическое выражение в традициях других буддийских стран, связавших их с представлениями о мистических силах Будды. Элементы, не нашедшие своего доктринального обоснования, исчезали из архитектурной практики (как это произошло с нависающими над хармикой карнизами).

Устойчивость трехчленного вертикального деления древнеиндийской ступы и увенчание ее одним или тремя зонтами позволяет в свете культурологического анализа сделать вывод о соответствии ее структуры буддийским представлениям о Тройственном психокосме и выходе за его пределы.

Добавить комментарий