Концепция ишавасьи в ведической архитектуре

[17]

На протяжении двух последних столетий на Западе проявляется большой интерес к различным аспектам ведической культуры. При ее изучении важное значение имеет широкий круг произведений, причисляемых к ведической литературе. Мудрецы Древней Индии призывали человека исследовать Абсолютную Истину — атхато брахма-джиджнаса («Веданта-сутра», 1. 1. 1) и не слишком привязываться к материальной природе. Сам факт получения материального тела они называли недостатком (доша), поскольку он связан с материальной обусловленностью своим телом (адхиатмика), другими живыми существами (адхибхаутика) и материальной природой (адхидайвика). Человека, погруженного в материальное существование, сравнивали с пловцом, оказавшимся посреди океана («Бхагавата Пурана». 4. 9. 11, 10. 14. 58). Предназначение ведической литературы состояло как раз в том, чтобы дать спасательный круг живым существам, тонущим в океане материального существования, и привести их к высшей цели жизни.

Заключение Вед (сиддханта) представлено в Упанишадах. Одной из основных и древнейших Упанишад считается «Иша Упанишад». В списке из 112 Упанишад, приведенном в «Муктика Упанишад», она стоит на первом месте. Согласно «Иша Упанишад», процесс освобождения живого существа из ловушки материальной природы рассматривается как очищение его деятельности путем осознания своего конституционального положения по отношению к Абсолютной Истине, постигаемой как Верховная Личность Бога, Бхагаван, владеющий в полной мере всеми достояниями — красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением. (бхага — богатство, ван — обладатель):

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит. Все время поступая таким образом, человек может желать прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека нет.

Иша Упанишад. 1 — 2

Таким образом, в первой мантре «Иша Упанишад» формулируется принцип богоцентрической концепции — ишавасьи (Иша — Господом, авасьям — управляемое) и описывается деятельность, соответствующая этому принципу. Вторая [18] мантра говорит о результатах следования этому принципу: обыкновенная материальная деятельность становится одной из форм карма-йоги, рекомендованной в «Бхагавад-гите» (18. 5 — 9), причем, даже если такая богоцентрическая деятельность остается незавершенной, она все же является благом для того, кто занят ей, так как гарантирует ему человеческую форму жизни в следующем рождении. Следовательно, человек получает еще один шанс улучшить свое положение на пути к освобождению из материального мира. Игнорирование данных положений ведет к карма-бандхане — порабощающей деятельности.

Необходимо отметить последовательное развитие концепции ишавасьи в «Иша Упанишад» при рассмотрении различных аспектов материальной и духовной деятельности. Деятельность, совершаемая вопреки принципу ишавасьи, названа авидьей (невежество, отсутствие знания), и считается основной причиной материальной обусловленности живого существа. Концепция ишавасьи обосновывается определением онтологического статуса Верховного Господа («Иша Упанишад». Обращение, 4 — 6) и живых существ («Иша Упанишад». 6 — 7). Этот принцип подробно раскрывается в текстах 13 — 18, в которых также дается понятие о бхакти-йоге, или деятельности живых существ, целью которой является удовлетворение Верховного Господа. (см.: «Бхагавад-гита». 9. 26, 11. 54, 18. 55).

Согласно традиции вишнуизма, или вайшнавизма, практика бхакти основана на двух составляющих: 1) слушание повествований о Верховной Личности Бога и прославление Его имени, формы, качеств и деяний (бхагавата-видхи); 2) поклонение Господу в форме Божества (мурти) в храме (панчаратрика-видхи). Правила и предписания панчаратрика-видхи изложены в «Панчаратрике» (в частности, «Нарада-панчаратра») (см. «Бхагавата Пурана», 4. 24. 45 — 46, ком.; 4. 27. 24, ком.). Итак, можно видеть, что храмовое поклонение в ведической культуре имеет глубокое философское обоснование.

Концепция вишнуизма основана на понимании Верховного Господа как источника всех энергий. Интересно рассмотрение сущности различных элементов материального проявления, приводимое в «Бхагавата Пуране». В частности, в тексте 3. 26. 46 указывается, что свойства земли проявляются при создании скульптурных изображений Верховного Брахмана. Из земли и ее производных (камня, дерева, самоцветов) можно создавать различные формы Верховной Личности Бога, описанные в шастрах, которые являют Себя людям и становятся объектом поклонения. Другими словами, когда материя используется в духовной практике, когда имеется связь с причиной всех причин, то элемент земли, как один из материальных элементов, проявляет свой онтологический статус.

Известно, что в состав изобразительных искусств (или художеств) входят: архитектура, скульптура и живопись. Изучая традиционную иерархию пространственных искусств в индийских трактатах, нетрудно видеть, что архитектура и скульптура взаимосвязаны. Скульптура Индии была преимущественно культовой. Первым и основным ее назначением было создание изображений Божества для почитания, вторым (главным образом рельефа) — украшение архитектуры. Живописи отводилось последнее место, она считается зависимой от архитектуры. В отличие от скульптуры, ее роль в ритуале была невелика.

Остановимся более подробно на храмовой архитектуре и также рассмотрим отдельные элементы культовой скульптуры Индии. В «Бхагавата Пуране» (3. 12. 38) говорится, что Брахма, создавая вселенную, сотворил также архитектуру (стхапатьям). В ведическом обществе архитектура рассматривалась как традиционное [19] знание, основанное на ведической литературе. Архитектура, наряду с музыкой, медициной, воинским искусством, составляла область знания, называемую упаведой (дополнением к Ведам). В частности, знание об архитектуре излагалось в «Стхапатья-веде», относящейся к «Атхарва-веде». Роль этих писаний состояла в том, что они давали как духовные принципы, на которых основывалось искусство возведения храмов, так и методы сооружения инженерных конструкций. Также они содержали систему эстетических ценностей.

Предназначение искусства в ведическом обществе состояло в прославлении Верховного Господа через разнообразную деятельность. Основной принцип культовой архитектуры заключался в том, что истинным владельцем храма считался Верховный Господь, проявлявшийся в форме Божества, и все принципы архитектуры основывались на учете различных видов служения Божеству (воспевание имен Господа, приготовление и раздача освященной пищи, изучение Писаний). Храм имел двойную природу: дом Божества и специфически культовое сооружение. Этот принцип проявлялся в том, что храм имел два вида модулей. Первый вид — собственно архитектурный модуль, представлявший внешнюю ширину храма. Все основные горизонтальные и вертикальные пропорции соотносились с этим модулем. Второй тип модуля основывался на мере главного культового предмета — скульптурного изображения Божества. Основные очертания храма рассчитывали по датам явления личностей, выступающих в качестве главных Божеств храма, на основе астрологических вычислений и математических формул. Это определяло ритм атмосферы храма.

Рассматривая особенности ведической архитектуры, отметим, что в ней существенную роль играет понятие янтры (пространственная форма, графический символ), на которую следует медитировать для того, чтобы составить тонкий мысленный план храма. С помощью такой медитации архитектор мог начать понимать правильное направление в разработке архитектуры храма. Сам по себе храм представляет собой трехмерную янтру. Иными словами, его тонкий план должен был восприниматься в трехмерном пространстве. Можно выделить четыре уровня покрытия храма:

  1. чисто духовный;
  2. субкультурный уровень, который вытекает из положений, изложенных в шастрах;
  3. психологический уровень, определяет тот эффект, который будет оказывать храм на людей;
  4. физический, или механический уровень.

Эти принципы могут быть также применены и в отношении зданий, используемых для образовательных целей, но особенно это важно при строительстве храмов.

В вертикальном направлении структура храма соответствовала структуре вселенной. В горизонтальном направлении храм представлял собой мандалу, то есть геометрическое отображение на двумерной плоскости многомерного пространства, духовного неба, циклического движения времени. Основными конструктивными элементами храма были цоколь — адхиштхана, святилище — гарбхагриха и надстройка — шикхара. Цоколь храма символически выступал в роли алтаря, на котором сам храм как бы приносился в жертву Божеству. Об этом свидетельствует и название верхней части цоколя (веди или ведика). Характерно также, что во многих текстах при модульной характеристике пропорций храма мера цоколя в расчет не принимается, то есть храм мыслился как структурное целое, покоящееся на алтаре.

Характерно высказывание Падасевана даса, специалиста в области традиционной ведической архитектуры: «Ведические Писания представляют абсолютный стандарт красоты. Вкус обусловленной души в сфере изящных искусств и эстетики [20] определяется гунами (модусами — Н. П.) природы, под влиянием которых она находится. Для того, чтобы понять, что такое настоящая красота и почему что-то считается красивым, мы должны обратиться к мудрости Священных Писаний. Если храм построен в соответствии с принципами ведической философии, он будет очень удобным и необыкновенно красивым».

Интересны упоминания о храмовом поклонении в традиционной литературе вишнуизма. «Бхагавата Пурана» (3. 1. 22 — 23) описывает паломничество Видуры, совершенное им в начале Кали-юги. В тексте 22 приводятся названия одиннадцати святых мест на берегу реки Сарасвати, которые обошел этот великий преданный. А текст 23 рассказывает о старинных храмах: «Кроме того, там было много других храмов, посвященных различным формам Верховной Личности Бога Вишну. Все эти храмы, воздвигнутые великими мудрецами и полубогами, венчал главный символ Господа, напоминая людям об изначальной Личности Бога, Господе Кришне». Комментируя данный стих в контексте традиции вайшнавизма, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада отмечает следующие особенности (3. 1. 23, комм.): двиджа-девы (мудрецы, или люди, посвятившие себя духовному просвещению человеческого общества, лучшие среди дваждырожденных) и девы (жители высших планет, начиная от Луны и выше) заняты возведением храмов, где поклоняются Господу Вишну в Его различных образах. У Господа Вишну четыре руки, в каждой из которых Он держит какой-либо предмет — раковину (шанкха), диск (чакра), булаву (гада) и лотос (падма). Из этих четырех атрибутов главным является чакра. У Господа Кришны, изначальной формы Вишну, только один атрибут — диск, поэтому иногда Его называют Чакри. Чакра Господа является символом Его власти над всем мирозданием. Чакра венчает все храмы Вишну для того, чтобы люди, издали увидев этот символ, тотчас вспомнили о Господе Кришне. Храмы строят высокими специально, чтобы их было видно издалека. Этот обычай, возникший задолго до того времени, которое зафиксировано в исторических хрониках, неукоснительно соблюдают в Индии при возведении храмов. В работе также упоминается, что иногда к шпилю на крыше храма или к самой крыше прикреплялся флаг Бога (юпа).

Концепция ишавасьи особенно ярко проявляется в священных местах (дхамах), связанных с явлением и деяниями Верховного Господа и Его уполномоченных представителей. Фактически вся жизнь там связана со служением Верховному Господу. В таких местах памятование о Господе совершается естественно, поскольку люди постоянно слушают о Его деяниях и соприкасаются с духовной атмосферой, поддерживаемой святыми личностями. Одним из основных мест паломничества в традиции вайшнавизма является Пурушоттама-кшетра, расположенная в штате Орисса. Находящийся там священный город Пури знаменит на всю Индию своим огромным храмом Господа Джаганнатхи (джагад — вселенная, натха — повелитель), который всегда был главной святыней и средоточием жизни всего города. Храм, называемый Шри Мандир, стоит на возвышенности Нилгири (Синий холм). Самая высокая его каменная башня, увенчанная высоким шпилем, чакрой и флагом, видна на много миль вокруг. В строении, называемом Бхога Мандир, для Божеств каждый день готовится 54 блюда. Особое значение в поклонении Господу Джаганнатхе имеет ежегодная традиция шествия колесниц (Ратха-ятра). Аутентичность этой традиции основана на утверждениях Священных Писаний вайшнавизма и поддерживается многовековой практикой. Смысл этой традиции состоит в том, чтобы живые существа получили непосредственную [21] возможность восстановить свою связь с Изначальным Источником мироздания. Универсальность этой духовной традиции проявилась также в том, что праздник колесниц обрел свою почву и на Западе, благодаря усилиям А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, направленным на выполнение указаний его духовного учителя и предыдущих ачарьев.

Чтобы проиллюстрировать многообразие традиций бхакти, упомянем о храмах Южной Индии, принадлежащих к Шри (Лакшми) сампрадайе. Здесь наибольшей известностью пользуются два храма «Вишну на Шеше» в Шри Рангаме (штат Тамилнад) и в Тривандраме (штат Керала). Интересна история возведения храма Господа Ранганатхи (приблизительно 8 век). В общей сложности строительство заняло 60 лет. Внутренний зал храма, увенчанный высокой башней, окружали 7 концентрических стен. Весь культовый комплекс расположен на острове на реке Кавери. Так воплотилось горячее желание великого южно-индийского святого алвара по имени Тирумангаи и четырех его учеников служить Верховному Господу.

Часто бывает, что с момента замысла храма до его фактического создания проходит довольно много времени, иногда даже столетия. Строительство храма невозможно рассматривать отдельно от духовной практики. Поэтому создание храма также включает в себя определенную медитацию на указания Священных Писаний и святых личностей и практические усилия, связанные с выполнением этих указаний. В качестве примера рассмотрим проект строительства храма в Майапуре в городе Навадвипа. Этот город связан с явлением Шри Чайтаньи, учение которого (ачинтья-бхедабхеда) составляет основу бенгальского вайшнавизма, или гаудийа-вайшнавизма. Замысел строительства величественного храма на земле Навадвипы восходит к 16 веку, и предсказания его появления отмечаются в «Чаитанья-бхагавате». Подобные предсказания были сделаны Шринивасом Ачарьей (16 век) и Бхактивинодой Тхакуром (1838 — 1914). В соответствии с этими предсказаниями храм должен был стать центром гаудия-вайшнавизма — (адбхута мандир) (Шри Нитьянанда). Сейчас этот проект начинает осуществляться в Навадвипа дхаме в районе Майяпур благодаря А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде и его последователям в цепи ученической преемственности брахма-мадхва-гаудия сампрадайи. Особенность этого проекта состоит в том, что он предполагает строительство не просто выдающегося культового сооружения, по высоте сравнимого с собором Святого Петра в Риме, а по сложности, безусловно, превосходящим его, но уникального и не имеющего аналогов Ведического Планетария. Этот храм наряду с представлением о традиционных элементах культуры бхакти (бхагавата-марг и панчаратрика-видхи) должен будет представить модель вселенной, соответствующую описаниям Вед. Согласно ведическим представлениям, мир делится на области, начиная от материальной и заканчивая высшей духовной сферой: Деви-дхама, Махеша-дхама, Хари-дхама, Голока-дхама. Основные элементы вселенной будут отображаться в виде различных частей здания. Подробно будет представлено строение материальной вселенной, включающей различные планетные системы. Это будет способствовать более зримому воплощению в конструкции храма концептуального порядка вселенной, в основе которого лежит иерархия живых существ, берущих свое начало из Верховной живой силы.

В основе любой цивилизации лежат ее представления о вселенной. Изначальным источником всех разнообразных проявлений искусства и культуры является взгляд людей на свое положение внутри космоса. Майяпурский планетарий предоставит своим посетителям уникальную возможность — понять тот взгляд на мир, [22] из которого берет свое начало ведическая культура. Таким образом, видна тенденция к актуализации статуса храма как центра традиционного образования. Такой подход также характерен как для всей традиции вайшнавизма, так, в частности, и для традиции бенгальского вайшнавизма, в которой знание о методе духовной практики (абхидхейя) основыванется на знании о Верховном Господе, Его энергиях и взаимоотношениях живых существ с Ним (самбандха).

Характерная особенность ведической культуры состоит в ее органичности, глубокой связи отдельных элементов с целым. Эта связь двоякая: с одной стороны, элементы отражают изначальные духовные и философские принципы и, таким образом, напоминают о смысле и цели жизни; с другой стороны, само Целое проявляется в своих элементах и, таким образом, раскрывает Себя. В настоящей работе мы попытались раскрыть содержание этот принцип на примере связи ведической архитектуры с традиционным учением вайшнавизма. Как основной принцип, формирующий эту связь, был выделен принцип ишавасьи, богоцентрическая концепция, сформулированная в Упанишадах и Пуранах. Конкретная реализация принципа ишавасьи была проиллюстрирована на примере храмовой архитектуры в ее духовном, философском, культовом и функциональном аспектах. Как одну из наиболее важных особенностей ведической культуры в ее различных составляющих следует отметить феномен ее удивительной жизнеспособности, что указывает на ее глубокую связь с наиболее фундаментальными принципами бытия.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий