Домовая церковь Академии русского балета: прошлое и настоящее

[89]

Весной прошлого года в старейшей балетной школе страны — Академии русского балета им. А.Я. Вагановой был возрожден православный храм во имя Пресвятой Троицы.

На протяжении 117 лет своего существования — вплоть до закрытия весной 1923 года, эта небольшая, уютная церковь играла не последнюю роль в духовной жизни Петербурга и была местом, куда приходили по велению сердца многие поколения русских артистов. Приходили не только для совершения обрядов, но движимые чувством привязанности и любви, принося, как в родной дом, свои радости и печали.

По известным политическим причинам история этого храма не знала своего исследователя. В результате впервые проведенных нами архивных разысканий был собран богатейший материал. Изучение истории этого храма:

  • дало убедительное свидетельство реального взаимодействия таких, казалось бы, далеких друг от друга сфер, как церковь и театр (христианство и балет) в лице своих представителей — священнослужителей и артистов,
  • показало благотворное влияние христианской церкви на театральное искусство,
  • продемонстрировало возможность и опыт проповеди христианства в артистической среде.

Взаимодействие между церковью и артистами проходило по нескольким направлениям: в приходской жизни (через посещение богослужений, пение в хоре, пожертвования и т.п.), через изучение Закона Божия и через институт старост при храме, который был введен в 1854 году.

Богослужения в храме посещали многие поколения русских артистов — балерины Авдотья Истомина, Евгения Колосова и Екатерина Телешова, [90] драматические актеры и Н.И. Куликов, актрисы — Александра Асенкова, Мария Вальберхова; духовными узами с настоятелем храма П.А. Успенским было связано семейство Каратыгиных. Прекрасным чтением религиозных текстов за богослужением современникам запомнился известный артист А.М. Максимов. Настоятелями храма были известные в прошлом веке протоиереи — М.И. Боголюбов, А.П. Мальцев (затем настоятель посольской церкви в Берлине, выдающийся переводчик и богослов) и В.Ф. Пигулевский. Церковным хором, состоящим из воспитанников училища и артистов театра, среди которых часто бывали тенор П.А. Булахов и создатель русской вокальной школы, бас О.А. Петров, руководили выдающиеся музыканты прошлого века Г.Я. Ломакин и А.И. Рожнов. Из воспоминаний современников известно, что нередко в храме бывал и А.С. Пушкин. Неоднократно жертвователями храма выступали не только артисты, но и российские Императоры.

Закон Божий, являвшийся основой духовной жизни воспитанников, преподавался в училище с 1800 года (инициатор А.Л. Нарышкин). Священник при храме являлся так же и законоучителем. Первый законоучитель прт. Т.А. Вещезеров, прекрасным педагогом был и прт. П.А. Успенский (духовный руководитель П.А. Валуева — вдохновителя великих церковных реформ Александра II), своим педагогическим даром заслуживший неоднократную похвалу духовного начальства.

Но не только православное законоучительство развивалось в школе. С 1850-х годов с училище появились законоучителя лютеранского и католического исповеданий. Традиция законоучительства представляет собой редкий для того времени пример межконфессионального диалога.

Институт старост был введен в 1854 году, после посещения училища Императором Николаем I. Старостами при церкви были купцы и артисты. Среди известных актеров — А.Н. Богданов и А. Пишо.

Жизнь Троицкой церкви неотделима от прошлого и настоящего Петербургской балетной школы, ибо возрожденный храм и сегодня играет большую роль в воспитании и духовном образовании артистов балета.

Добавить комментарий