O структуре мифологического сознания

1. Роль М.И. Шахновича в изучении мифологии как явления древней культуры определяется последовательно применявшимся им историко-материалистическим подходом к осмыслению мифа. Понятно, что на работах нашего выдающегося ученого, как и большинства представителей этого поколения, лежала печать господствовавших в этот драматический период истории отечественной науки воззрений, но не они определяли суть его трактовки мифа, поэтому она сохраняет свою научную ценность и в наше время.

2. Одно из крупнейших открытий науки ХХ века — функциональная асимметрия человеческого — позволяет поднять на новый уровень изучения мифа. Четыре момента представляются мне тут наиболее существенными — соотношение рационального и образно-эмоциаонального в мифологическом сознании; художественно-образная структура мифа и ее неадекватное осознание в древности; изоморфизм мифологического сознания в его филогенетической и онтогенетической формах; закономерность стихийного возрождения мифологизма в массовом сознании людей ХХ века и его целенапраленное использование идеологами, особенно эффективное в тоталитарных обществах.

3. Первый момент: развитие у первобытного человека зачатков функциональной асимметрии мозга, имеющейся уже у высших животных, еще не привело к сколько-нибудь широкой самостоятельной работе левого полушария, овладевавшего способностью абстрактного мышления; поэтому закономерно, что его деятельность еще неотрывна от работы правого полушария, следствием чего является активное развитие фантазийного воображения. Такова психологическая основамифологической формы «освоения» человеком — отражения =осмысления =познания — природы и своего в ней места.

4. Специфической структурой, в которое происходит такое эмоционально-интеллектуальное, познавательно-оценочное преобразование реальности является художественный образ; это позволило К. Марксу проницательно увидеть в мифологии «бессознательно-художественный» способ осовения человеком действительности.

5. В данном отношении онтогенез повторяет филогенез — сознание ребенка имеет ту же структуру, что и позволяект детству быть временем преобладающего развития художественно-игровой деятельности. Сознание ребенка не становится мифологическим только благодаря корректирующему воздействию взрослых, но становится таковым в условиях целенаправленного религиозного воспитания.

6. В современном обществе массовое сознание сохраняет — отчасти в силу неразвитости логического мышления, отчасти благодаря эксплуатирующим его «детскость» идеологам — податливость всяческим мифологемам (подобно «культам личности» в тоталитарных обществах или идее «абсолютной свободы личности» в обществах демократических). Полное освобождение человечества от мифологических иллюзий, и древних религиозных, и новейших политических, может быть достигнуто лишь в будущем, в ходе развития общественного сознания на трезвой основе научного миропонимания.

Комментарии

O структуре мифологического сознания

Аватар пользователя Николай
Николай
среда, 04.10.2006 22:10

Уважаемый Коган, не сочтите за наглость, мне Ваша статья очень понравилась, только жаль, что очень кратко.не могли бы Вы подсказать мне еще Ваши публикации по этой теме и вообще литературу по понятию и структуре мифа. С уважением Николай

O структуре мифологического сознания

Аватар пользователя ori
ori
четверг, 05.10.2006 07:10

Автору комментария должно быть стыдно не знать имени Моисея Самойловича и, тем более, перевирать его фамилию. Еще более стыдно должно быть демонстрировать свою неосведомленность о смерти великого философа.

Добавить комментарий