Церковь и церковность в интерпретации В.С.Соловьева

[205]

Учение о Церкви В.С. Соловьёв преломляет в антропологическую парадигму. Идея Богочеловечества есть идея духовного человечества, перерождающегося в Царство Божие, реализация которого в условиях земной жизни возможна только во взаимодействии Церкви и государства (теократия). При этом Богочеловечество не индивидуально, а социально. В. Соловьёв описывает идею «Царства Божия как полноту человеческой жизни не только индивидуальной, [206] но и социальной, и политической, воссоединяемой через Христа с полнотой Божества» 1. В отличие от, скажем, А.С. Хомякова, полагавшего, что люди, входящие в Церковь, являют множественность образа Божия во множестве человеческих личностей 2, В. Соловьёв считал, что Церковь, хотя и состоит из людей, но не в людях находится. Церковь не есть совершенное, но становящееся богочеловечество, находящееся в процессе становления. Церковь исполнится в людях, когда наша жизнь придет в соответствие с жизнью божественной. Тогда наступит Царство Божие на земле. Такая идея цельной жизни есть ни что иное, как идея прогресса. Царство Божие мыслится философом не как благодатное преображение мира в синергическом взаимодействии Божественной благодати и человеческих усилий, а как достижение окончательной фазы исторического развития 3.

Разумеется, такая концепция, оторванная от святоотеческой традиции, была изначально неприемлема для православного сознания. Соловьёв акцентировал в церковности социальный и политический моменты: идея богочеловечества не столько личного, сколько общественного. Словом, традиционное церковное понимание Царства Божия было дополнено светскими социологическими идеями.

Значение Соловьёва заключается в том, что на фоне всеобщего обращения к религиозным истокам в русской мысли он приоткрыл интеллектуальной элите неизвестный ей мир русской святости. Он одним из первых выдвинул идею христианской культуры, приобщив секулярному мышлению содержание христианской веры.

Личность Соловьёва — символическая. Из Соловьёва вышел Н. Бердяев со своей спекулятивной мистикой вместо исторического христианства; о. Павел Флоренский и о. Сергий Булгаков со своей софиологией «без Христа», по замечанию о. Г. Флоровского 4, Е.Н. Трубецкой со своими смысложизненными интересами. Он оказал сильное влияние на искусство «серебряного века».

Вместе с тем религиозное содержание, на которое опирался В. Соловьёв, не совпадает с цельностью православного опыта. У него не было «литургической чуткости» 5. За пределами его интересов остались специфические особенности православной духовности: уникальность личных отношений с Богом каждого человека и особые законы этих отношений.

Примечания
  • [1] В.С. Соловьёв. О подделках // Вопросы философии и психологии, 1891.
  • [2] А.С. Хомяков. Церковь одна // Сочинения богословские, СПб, 1995.
  • [3] В.С. Соловьёв. Чтения о богочеловечестве // Сочинения, М., 1994.
  • [4] Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  • [5] Там же.

Добавить комментарий