Толерантность и компаративность в контексте философского дискурса

Осмысление человеком своего места в нашем многоликом мире основывается на одном из базовых социальных качеств человека — сравнении. Это напрямую относится не только к обыденному сознанию, но и к философскому дискурсу, который строится, прежде всего, как полисмысловое образование. Таким образом, проблема толерантности в контексте компаративных отношений нам видится в двух аспектах. Во-первых, философское осмысление компаративных отношений исходя из посылки их оптимального выстраивания через интериоризацию взаимодействующими сторонами толерантности как нравственной и нормативной ценности. Во-вторых, сам философский дискурс следует рассматривать, на наш взгляд, как априорно компаративный, то есть любое философское осмысление на любом уровне обобщения начинается с анализа и, самое главное, аналитического сравнения уже имеющихся подходов и взглядов на предмет философского размышления. И в этом процессе ведущее место должно принадлежать именно толерантному сравнению. Не ставя своей целью обогатить понятийно-категориальный аппарат философии новым понятием — «компаративная толерантность», тем не менее, не считаем возможным ограничиться лишь общим замечанием по этому поводу. Одним словом, толерантность как универсальная категория, на наш взгляд, должна занимать, да и, впрочем, занимает далеко не последнее место в дискурсивном инструментарии философа. Это связано с тем, что в контексте толерантности следует рассматривать как сами социальные взаимодействия, так и их философское осмысление. То есть, толерантность является парадигмой социального взаимодействия и континуально-смысловым пространством философского дискурса.

Любой философский дискурс диалогичен. Но он является не только столкновением позиций по какой-либо проблеме, что обеспечивает успех в ее решении, а, главное, выступает как целостное категориально ценностное пространство, в рамках которого происходит осмысление любого явления. Иначе говоря, философия — это диалог и одновременно условие существования диалога — диалога мнений, позиций, взглядов, культур. Об этом удивительно емко писал В.И. Лекторский в своих работах. И данное положение, на наш взгляд, следует взять как теоретико-методологическую основу наших дальнейших рассуждений.

В настоящее время особую популярность приобрело употребление термина «толерантность», причем в самых различных аспектах и применительно к самым различным ситуациям. Возможно, на первый взгляд, в этом нет ничего удивительного, и новое понятие не избежало общей участи всех нововведений — быть популяризируемыми и профанируемыми. Но в условиях современной России толерантность приобретает особую актуальность в связи с выстраиванием принципиально новой для страны социальной организации, основанной на плюрализме и диалогичности. И особую роль в этом процессе будет играть степень сформированности оптимальных компаративных отношений, которые являются, своего рода, передовым рубежом восприятия инаковости. Таким образом, философия в современной России получила достаточно определенный и недвусмысленно декларируемый самой жизнью социальный заказ — осмысление проблемы социального взаимодействия в условиях плюралистического целого. То есть, в первую очередь — разработку концептуальных основ компаративных отношений в складывающихся условиях. И наиболее адекватной на либеральный взгляд определенной части российской мыслящей интеллигенции парадигмы социальных отношений может стать только толерантность, которая, таким образом, должна стать предметом философского размышления применительно к организации жизни социума. Компаративные отношения в контексте толерантности следует рассматривать как изначально положительно и конструктивно ориентированные на инаковость. Исходя из этого, именно «компаративная толерантность» может являться исходной посылкой для формирования теоретических основ гармоничных социальных отношений в современном российском обществе.

Для решения этой задачи философия являет самые благодатные условия в силу своей диалогичности. Толерантность в философском дискурсе в первом приближении может быть осмыслена как своего рода культура философского (научного) мышления, предполагающая, прежде всего, ориентацию на мнение другого и взаимное уважение чужых, порой диаметрально противоположных к существующей точек зрения. Но, на наш взгляд, редуцировать колоссальный диалогичный потенциал толерантности только к организационной составляющей философского размышления вряд ли возможно без потери значительной смысловой части этого понятия. В философском диалоге умение слушать, а, главное, слышать противоположную сторону безо всякого сомнения можно считать очень важным качеством. Но философское осмысление действительности отличается от всех остальных форм социальной рефлексии тем, что оно является не только понятийно-категориальным рассуждением, но и ценностным освоением пространства диалога. То есть, философия — это одновременно и средство, и исходный материал для формирования континуально-смыслового целого. В данном контексте значение толерантности выходит далеко за рамки просто взаимоуважения и взаимного принятия различных мнений, оценок, позиций, причем, не только во временном, но и пространственном измерении. Философия, в силу вышеуказанных особенностей, по большому счету, является концептуальным основанием толерантности, и одновременно средством ее формирования, так как история развития философской мысли в концентрированном виде содержит идею о позитивном восприятии инаковости, что, в свою очередь, служит примером практической реализации тезиса о гармоничном сосуществовании противоположностей. И именно в рамках философской компаративистики может быть выстроена модель социального взаимодействия в контексте толерантности.
Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования РФ и администрации Белгородской области 2003 года на проведение молодыми учеными научных исследований ГМ №39-03 «Разработка и проведение мониторинга социальной напряженности, и выявление уровня толерантности молодежи Белгородской области»

Похожие тексты: 

Добавить комментарий