Валеологическая эстетика: содержание, структура, практическое значение

[26]

На наш взгляд, в настоящее время необходимо утвердить существование (придать status quo) новой области эстетического знания — валеологической эстетике. Валеологическая эстетика — сфера эстетической науки, базирующаяся на принципах валеологии как науки о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека.

Валеология зародилась в СССР в 80-е годы в качестве интегральной науки, представляющей собой синтез биологии, медицины, психологии, педагогики и других дисциплин (основоположником валеологии явился И.И. Брехман [1]). Сегодня ведётся исследовательская работа в области валеологии, при этом исключительно в России: публикуются монографии, статьи, проводятся конференции, защищаются диссертации. Создана первая в мире кафедра валеологии — в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. Важнейшим результатом валеологических исследований в России можно считать осознание необходимости перехода «от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности» [3,16; 4].

Значительное место в рамках валеологической эстетики занимает эстетотерапия. Основные формы эстетотерапии: свето(цвето)терапия, звукотерапия, араматотерапия (наиболее широко представлены формы свето(цвето)- и звукотерапии).

Поскольку центральной для эстетики является проблема искусства: сущностных основ, предназначения и проч., очевидно, что ядром эстетотерапии оказывается терапия искусством — арттерапия. Формы арттерапии: изотерапия, библиотерапия (включающая, в частности, такую интересную форму как сказкотерапия), хореотерапия, драматерапия, музыкотерапия.

По мнению многих исследователей (с которым мы солидаризируемся), из всех искусств наиболее мощными средствами индивидуального развития человека и в этой связи — его индивидуального оздоровления, что соответствует отмеченной выше центральной проблеме валеологии, обладает музыка. Такое положение обусловлено исключительной, по сравнению с другими искусствами, «энергоёмкостью» музыки. В определённом смысле это подтверждает суждение известного [27] российского музыковеда М.Ш. Бонфельда. «Музыкальное мышление, — указывает учёный, рассматривая последнее как специфическое воплощение «энергетизма» музыки, — … разновидность континуального художественного мышления, присущего всем видам искусства. Существует, однако, немало свидетельств об особой позиции музыки в этой сфере. Значительная отвлечённость от предметных реалий внехудожественного мира, недискретность музыкальной ткани образуют из музыки как бы квинтэссенцию континуальности, поднимают её в этом смысле на уровень, недосягаемый для других видов искусства…» [2,40]. Сказанное позволяет сделать вывод об особой роли музыкотерапии внутри арттерапии, а отсюда — эстетотерапии и шире — вообще валеологической эстетики.

Валеологическая эстетика направлена на решение таких проблем как:

  1. создание достойных человека условий труда и отдыха;
  2. гармонизация отношений между людьми (в различных планах: человек — человек; человек — социальная группа; человек — общество);
  3. выработка у человека способности к адаптации в «изменяющихся обстоятельствах» бытия;
  4. оптимизация жизненных сил человека и на этой основе раскрепощение его творческого, созидательного потенциала и др.

Очевидно, что в силу своей специфики, валеологическая эстетика оказывается тесно связанной с экологической эстетикой и эстетикой повседневности, образуя вместе с ними прикладную эстетику.

Не вызывает сомнений актуальность разработки валеологической эстетики, особенно для России.

Литература


  1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1987; 1990.
  2. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства: Автореф. дис. … докт. иск. — М., 1993.
  3. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. 2 изд. — СПб., 2000.
  4. Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья — центральная проблема валеологии. — Новосибирск, 1996.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий