Фантастическое: природа и функции

[161]

Появлению фантастики ХХ века предшествовали тысячелетия развития фантастической мысли. Каждое время создавало фантастические образы с характерными для него взглядами на мир. В каждую эпоху фантастическое представало перед нами под разными масками. Оно всегда было востребовано обществом — независимо от уровня и особенностей доминирующего эстетического сознания на данный момент

Глубинное содержание фантастики покоится на неких изначальных архетипах. Фантастика обращается к фундаментальным основам бытия человека, главные черты которого были проявлены в сакральной стороне жизни на самой заре человечества и закреплены в мифе. Многое фантастика берет от сказки, отражающей реальность архаических представлений о мире. Структура фантастических произведений, так же как и структура сказок, несет на себе отпечаток древнейших посвятительных обрядов. Сказка, по словам М. Элиаде, «продолжает «инициацию» на уровне «воображаемого». Она воспринимается как развлечение только в демифологизированном сознании современного человека. В глубинной же психике сценарии инициации не теряют серьезности и продолжают передавать соответствующие заповеди и вызывать изменения. Не отдавая себе в этом отчета, считая, что он развлекается и отвлекается от реальности, современный человек все еще продолжает пользоваться инициацией, содержащейся в сказках» (Элиаде М. Аспекты мифа. М.:Инвест-ППП, 1996. с.19).

В ХХ веке можно говорить о том, что фантастика становится феноменом массовой культуры. Фантастика проникает во многие сферы культуры. Она занимает свою нишу в литературе, кино, живописи, музыке. В Европе и Америке возникают настольные игры с фантастическими сюжетами (например, «Magic: the Gathering»); компьютерные игры. Фантастика является поводом общения в сетях FidoNet и Internet. В интернете можно найти юмористические опусы, подобные классификации Алексея Свиридова «Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле фэнтези», где высмеиваются основные стереотипы построения романов данного литературного направления. Но если феномен компьютерных информационных систем фантастика лишь использует, то есть определенные культурные явления, которые возникают именно под ее влиянием. Фантастика является причиной появления фэндома, неформального объединения любителей фантастики по всему миру. Оно имеет свою прессу, свои журналы. В последние годы наблюдается тенденция создания интернет-журналов фантастики. Фэндом — широко распространенная по всему миру общественная структура. Прямое подтверждение этому можно найти в ежегодном американском издании «Fandom Directory» («Справочник фэндома»), печатающие всемирные списки конференций, клубов любителей фантастики и журналов, специализирующихся на фантастической проблематике. Многие [162] сотни клубов и различных объединений фантастики разбросаны по всему миру. В мире ежегодно проходит более четырехсот фестивалей и съездов фантастики. В середине ХХ века под влиянием романов фэнтези, литературы «меча и магии». В Европе и Америке возникает новая молодежная субкультура, проявившая себя в движении «ролевиков», участники которого организуют «игры» — многодневные спектакли без зрителей на мифологические, исторические и литературно-фантастические фэнтезийные сюжеты.

Все эти факты свидетельствуют о том, что фантастика становится феноменом массовой культуры. Она несет на себе черты, которые обычно присутствуют массовой культуре: дает унифицированные и узнаваемые формулы и коллизии, отвечающие неким внутренним потребностям человека и воплощает определенные идеалы, востребованные массами.

Однотипность персонажей и ситуаций не препятствует росту популярности данного литературного направления. Известная писательница Урсула Ле Гуин так говорит о заимствованиях и совпадения в фантастике: «Здесь авторы более свободны в смысле подражания или использования чьих-то идей и приемов. Писательство в этом смысле должно быть похоже на музыку периода Баха или другого периода процветания искусств, когда царит нормальный дух подражания, заимствования, ученичества. Все заимствуют друг у друга идеи и мелодии, и никого это не волнует. Музыки на всех хватит.» (Маккафри Л. Интервью с Урсулой Ле Гуин // Мега. 1994. №1. С.56)

В любом фантастическом произведении сюжет развертывается за границами реального мира, либо иная реальность вторгается в наш мир. Создавая особый мир, писатель-фантаст стремится дать целостную картину своей вселенной. Для этого необходимо представить многоуровневое описание мира, все элементы которого должны быть логически увязаны друг с другом. Здесь мы найдем описание не существующей объективно действительности. Но, тем не менее, в процессе творчества авторы ориентируются на общественные структуры, реально существующие в истории человечества. Для большинства фантастических произведений характерна определенная однотипность персонажей, деление героев на положительных и отрицательных, живущих по принципам добра и зла. Персонаж воплощает в себе некую высшую идею, поэтому он реализует «не свое уникальное, неповторимое «Я», а родовое «Мы». Именно в этой мощной связи с «Мы» кроется секрет (его)привлекательности.» (Неелов Е.М. Фольклорно-сказочный «мир без выбора» в литературной сказке и научной фантастике // Проблемы детской литературы: межвузовский сборник. Петрозаводск: ПГУ, 1987. С.131) Это роднит героя фантастического произведения с мифологическим культурным героем. Он представляет образ идеального человека, совершающего подвиги ради блага всех людей, спасающего человечество от невиданных смертельных опасностей. И глубоко проработанная психология героя здесь не нужна в силу специфических задач этого художественного образа. Он олицетворяет собой вечно существующий в подсознании людей образ [163] могучего, непобедимого и совершенного человека, защитника, всегда одерживающего верх над любыми невзгодами.

Выход фантастики за границы собственно литературы позволяет утверждать, что фантастика оказывается феноменом, выполняющим в системе культуры художественно-эстетические функции, аналогичные функциям искусства в целом. Но в фантастике можно говорить о специфике выполняемых ею функций, которая проявляется во внутренней структуре и соподчиненности друг другу отдельных функций. В обыденном сознании основной функцией фантастики считается развлекательная. Среди прочих социально-культурных функций можно назвать оценочную, ценностно-ориентационную воспитательную, гедонистическую, компенсаторную функции. Особую роль играет прогностическая функция фантастики. Писатели-фантасты создают свои миры, опираясь на новейшие естественно-научные концепции. Они предсказывают пути дальнейшего научно-технического прогресса. Проигрывают различные варианты того, к чему может привести то или иное открытие. Часто озарения в научной фантастике приводят к реальным открытиям в науке и влияют на культурные процессы в обществе. В этом и заключается экспериментаторская и прогностическая функции научной фантастики. Айзек Азимов не раз отмечал значение слова «если» для фантастики как условия существования самого этого направления: «что, если», «если только», «если это пойдет так»… Фантастика показывает нам вероятностный вариант развития событий, следуя тезису Аристотеля: «Задача поэта говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло быть случиться, следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости. Именно, историк и поэт… различаются тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй — о том, что могло бы случиться» (Аристотель. Поэтика. М.: Гослитиздат, 1957. С.67-68.)

Таким образом, фантастика, удовлетворяя определенным общественным потребностям, выполняет в системе культуры функции, присущие самой природе искусства. Являя собой на сегодняшний день определенный этап развития фантастической образности, фантастика ХХ века выполняет те функции, которые в свое время выполняли миф, сказка, рыцарский роман… Сейчас эти формы культуры во многом утратили свое значение, но потребности человеческого общества, которым они когда-то отвечали, остались. Поэтому современная фантастика, активно использующая структуру и элементы этих форм художественного сознания, пользуется большой популярностью, ибо отвечает внутренним потребностям человека в надежде, утешении и обретении внутренней гармонии.

Добавить комментарий