Системология и методология анализа постмодернизма

Тезисы выступления

[13]

История развития философии, науки и других форм духовного освоения мира свидетельствуют о радикальном периодическом обновлении знания и о появлении альтернативных теорий, объясняющих одни и те же эмпирические факты. В 70-90-х годах ХХ века научное знание и сознание претерпели очередную качественную трансформацию. Сложились предпосылки для выработки нового понимания научного знания и реальности. Однако единого его обоснования в настоящее время нет. Новые концепции знания представлены различными философскими направлениями и течениями. Многие из них фиксируют лишь явления, а не процессы. Концептуальное обоснование научной рациональности в них представляет собой, как правило, абсолютизацию какого-либо аспекта знания. В XVII, XVIII и в начале XIX веков считалось, что поиск исходных принципов знания есть поиск непогрешимых окончательных принципов. Во второй половине ХIХ и особенно в ХХ веке стал осознаваться факт [14] относительности всякого достигнутого концептуального обоснования. Но с начала 60-х годов ХХ века широкое распространение стала получать разновидность философской мысли, получившая название постмодернизма — философское движение, которое ставит под вопрос современную науку: как особого — «привилегированного» — способа познания и как ядра современной культурной социальной матрицы. В современном модернизме выделяют две разновидности: негативную — полный отказ от предшествующей разновидности научного знания и позитивную, выступающую за альтернативную модель. Постмодернисты подвергают критике основные параметры идеальной модели современной науки: представление о реальности, различие объекта и субъекта познания, всеобщность и особенности мира, методы познания, ценностные ориентации и т.д. Среди философских проблем анализа постмодернизма на первый план выдвигаются методологические. Такой методологией на наш взгляд является подход, суть которого состоит в том, что философию (как «любовь к мудрости») необходимо рассматривать как единство рационального и иррационального, имеющего различную линию мер на основных исторических этапах развития науки: классической, неклассической, неонеклассической и постнеонеклассической, имеющих свои парадигмы и основания развития, а переходы между ними как характеризующиеся новациями («модерном») и традициями.

Комментарии

Добавить комментарий