Абхазы: к вопросу самоидентификации

"Абхазы: к вопросу самоидентификации"1

[32]

Вопросы идентификации у народов Кавказа связаны непосредственно с проблемами региона. Писать об этом не контактируя с политической ситуацией представляется весьма непростым занятием,однако в этой работе автор будет стараться как можно меньше вникать в политическую проблематику.

Прежде чем перейти к положению в 19-20 столетиях, хотелось бы освятить общую ситуацию в Абхазии и регионе.

Современная Абхазия находится на черноморском побережье Кавказа. С севера, от Краснодарского края, ее отделяет река Псоу. С юга река Ингури отделяет Абхазию от Мегрелии (Грузия). С запада и востока естественными границами являются, соответственно, Черное море и труднодоступные хребты кавказских гор. Однако, вышеупомянутые политические границы были приняты не так давно- в начале советского периода, именно тогда появился новый статус Абхазии, как автономии в составе Грузии. Надо отметить, что подобные ситуации, связанные с появлением таких статусов достаточно часто возникали в СССР. Здесь можно вспомнить Нагорный Карабах, Лезгистан, Крым и т.д. Хотя Абхазия [33] действительно, в историческом контексте, стоит особняком в пёстром этническом многообразии кавказского региона.

Абхазский народ является одним из древнейших народов Кавказа, которому удалось до нынешнего времени сохранить многие древние культурные ценности.

Величайшим достоянием абхазов является уникальная религия, которую удалось сохранить, несмотря на многочисленные попытки захватить этот край, навязать свою и уничтожить местную культуру, религию, обычаи. Традиционная абхазская религия, согласно мнению многих учёных, является особой формой монотеизма с некоторыми чертами, присущими национальным и культурным традициям местного населения. Автор не может назвать себя специалистом в области религиозной ситуации в Абхазии, однако хотелось бы посвятить этому важному вопросу несколько строк.

В сознании среднестатистического российского гражданина народы Кавказа делятся на приверженцев Христианства и Ислама. Мусульмане это народы Дагестана, Чечни, Кабарды, Карачая и т.д.

Христианами являются народы населяющие Грузию и Армению. В Осетии и в Абхазии коренное население частично придерживается Ислама, а частично Христианства. В Осетии ситуация действительно близка к вышеизложенному, однако в Абхазии все представляется более сложным.

Действительно, туристу или просто человеку со стороны может и вправду показаться что и Христианство и Ислам занимают ведущие позиции в Апсны (абхазское название страны, букв. «Страна души»), но при более детальном анализе оказывается, что несмотря на древнейшие христианские храмы (Лыхны, Пицунда, Гагра), достаточно распространённые христианские традиции (к примеру крещение детей). Автору, гораздо более автохтонными, более популярными среди населения кажутся обряды абхазской религии. Вера в единого Б-га (по абх. «Анциа»), которому молятся на родном языке, и что уникально: первый тост на абхазском застолье поднимается за Б-га (!).

Интересно так же, что в абхазском языке «тост» и «молитва» обозначается одним словом «Аныхара». Такие совпадения позволяют приоткрыть дверь, ведущую к познанию абхазской души. Таким образом и в застолье подразумевается сакральный смысл. Абхазы почитают свои святые места — «Семь священных рощ». До сих пор посторонний человек не может проникнуть туда. Если у двоих людей разгорается спор, они идут в такую рощу и клянутся в правдивости. Человек, который обманул, будет наказан, причём горе обрушится не только на него, но и на его семью. Автору приходилось слышать о конкретных родах, которых постигли несчастья. Абхазская религия, по нашему мнению, является связующим звеном между народом и природой его родной земли. Не только «Священные рощи», но и просто деревья вызывают трепет у абхазов. [34] Интересен, так же обычай хоронить людей на деревьях. Последние примеры этой религиозной традиции были отмечены путешественниками 19 века

На сегодняшний день абхазская религия не теряет своих позиций, хотя во многом наблюдается влияние православия (деятельность отца Виссариона). Что касается Ислама, то в Абхазии он представлен слабо. Те жители, которые причисляют себя к этой религии, как правило, плохо представляют себе её законы. Однако, у этой группы есть свои отличительные черты, к примеру: мусульманские имена (Рауф, Хасан, Мадина ит.д.). Единственные абхазы, которые идентифицируют себя с уммой –это махаджиры и их семьи, репатриировавшие в Абхазию из Турции и стран Ближнего Востока во время грузино-абхазской войны 1992-1993 г. И так по нашему мнению абхазы не разделяют друг друга (в отличии от большинства народов) по принципу конфессиональной принадлежности. Хотя относятся к мировым религиям с подчеркнутым уважением.

Такая ситуация сложилась благодаря высокому уровню этнической и культурной сплоченности, причём сплоченность была характерна для абхазского народа и до «российский» период. В случае, если абхаз попадал в рабство, его старались выкупить, это было возможно благодаря широким связям между абхазскими диаспорами.

Помимо религии, абхазов на протяжении веков сплачивал свод законов «Апсуара» (букв. «Абхазскость»). Апсуара контролировал каждодневное поведение абхаза, независимо от социального происхождения. Каким образом данный свод законов влиял на воспитание и нормы жизнедеятельности можно судить по грузинской поговорке «Ведёт себя благородно, как абхаз». «Ведёт себя благородно, как абхаз».Надо отметить что многие традиции сохраняются до сих пор. Автору посчастливилось убедиться в этом во время пребывания в селение Джирха.

Борьба абхазов против ассимиляции началось не сегодня…

С начала II тысячелетия перед абхазами встал выбор сохранить свое, или взять чужое. Чужое название, чужую веру, чужую культуру. Здесь вспоминаются и арабы и турки и даже византийцы. Впрочем, больше всего несчастий принесло абхазскому народу 19 столетие.

Во время покорения Кавказа Российской Империей абхазы бесчисленное количество раз с родной земли.Переселение шло на Ближний Восток, в Османскую Империю, несчастных изгнанников называли «махаджиры» (по аналогии с мухаджирами периода пророка Мухаммада).

Формально переселение абхазов и родственных им народов (убыхов, щапсугов, абазинов и др.) делятся на следующие периоды:

  • 1810 г.
  • 1840-1841 гг.
  • 1853-1856 гг.
  • 1864 г.
  • 1867 г.
  • 1877 г.

[35]

Многие люди погибали в пути к новому очагу, другие погибали уже по прибытию, так как для принятия такого количества изгнанников-горцев Османская Империя была не подготовлена. Сама же Абхазия от Ингури до Анапы опустела. Многие вольные горские общества прекратили своё существование. Дал, Псху, Цебельда и многие другие места были заселены колонистами, частично русскими, частично представителями других наций. Однако к концу 19 века абхазы вновь подняли голову, заставили говорить о себе в Петербурге. Некоторым, выселенным в Османскую Империю царские власти разрешили вернуться на родину, некоторые даже получили небольшие наделы земли. За особые заслуги абхазских воинов на службе у «Белого» царя называли дивизией «крестов» (т.к. все воины были отмечены высокими наградами). Абхазы всячески пытались добиться какой- либо независимости, пусть автономии или губернии. По некоторым источникам абхазская знать добилась обещания Николая второго рассмотреть абхазский вопрос. Но Государь Император долго тянул с решением.

После известных событий 1917 г. абхазам пришлось силой оружия отстаивать своё право на самоопределение. В 1921году Абхазия становится Союзной Республикой. Казалось, вековые чаяния свободолюбивых горцев оправдались, однако это был мираж… Вскоре Абхазии навязывают «специальные» договорные отношения с Грузией, в 1931 году Абхазия становится «особой» автономией в составе Грузии. С 1992 года Абхазия становится независимой, но формально остаётся в составе Грузии.

Автор не может однозначно рассматривать влияние Советской власти на жизнь абхазов. С одной стороны в 20-х годах прошлого века абхазская культура переживала небывалый подъём, а с другой стороны с середины 30-х годов того же столетия абхазов активно подвергали насильственной ассимиляции. Абхазов убеждали, что они либо пришлый горский народ, либо субэтническая и сублингвистическая группа грузинского народа, подобно мегрелам и сванам. Но абхазский народ сумел преодолеть боль и дискриминацию и возродиться.

Известный учёный-кавказовед, большой знаток абхазской истории и традиций Руслан Гожба рассказывал автору, что старики в горах слышали, как поют абхазские горы. Хочется верить, эти песни никогда не умолкнут и всегда будут напоминать о замечательной земле и древнем народе, живущем на ней.

Библиография


  • Инал-ипа Ш.Д. Ступени к исторической действительности. Сухум 1992 г..
  • Марыхуба И. Об Абхазии и Абхазах. Сухум 1993 г.
  • Фадеев Р.А. Кавказская война. Москва 2003 г.
  • Ахуба Д. Люди и каратели. Гагра. 1993 г.

Примечания
  • [1] Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Р.Т. Айба, Р. Гожба и особо благодарит Т. Ванаба.

Добавить комментарий