До недавнего времени в отечественных исследованиях в понятие «массовая культура» (М.К.), как правило, вкладывался негативный смысл. Считалось, что факт ее существования присущ лишь европейской цивилизации. В действительности это сложный социально-культурный феномен свойственный и Росии XX века. Он получает свое развитие благодаря развитию и совершенствованию коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации населения и индустриализации промышленности.
Представляется, что в XX веке сформировалось два типа М.К. Один из которых рассчитан на свободный коммерческий спрос — условно назовем его «западный» тип. И второй — построенный на жестком навязывании гражданских стандартов социальной и идеологической лояльности, условно определим как «советский» тип.
Различие между этими типами носит преимущественно стилевой и мотивированный характер. Общим для них является социально- регулятивная функция М.К. И в том и другом случае ставятся задачи стандартизации социокультурных установок, интересов, потребностей населения, интенсификации процессов манипулирования личностью, ее социальными (национальными) притязаниями, политическим поведением, потребностями и спросом на идеи, услуги и т.д. И вторым важным, объединяющим моментом обоих типов является то, что феномен М.К. создается профессионалами. Их усилия направлены на преднамеренное редуцирование культурных смыслов от сложного к простому, для формирования у человека дуальной оппозиции («хорошее-плохое», «наше-чужое»), лишая его собственного выбора. Если это положение приемлемо и даже необходимо на первичных этапах социализации и аккультурации личности, то в дальнейшем оно мешает и сдерживает развитие индивидуального в человеке.
Уникальность России состоит в том, что на ее социально- культурном пространстве произошло столкновение «западного» и «советского» типов М.К. и это послужило импульсом к развитию нового синтеза.
Добавить комментарий