Принципы виртуальной этики

[112]

Научное осмысление проблем, связанных с виртуальной реальностью вообще и с реальностью Интернет-коммуникации в частности, только начинается. Как и всякое неизведанное явление, Интернет порождает множество противоречивых ожиданий — от необоснованных страхов до неоправданных надежд, что сопровождается неоднозначностью этических оценок этого феномена.

Поэтому очевидна необходимость создания виртуальной этики — как области прикладной этики, в задачи которой должны входить морально-философская рефлексия и нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой сфере; и, наконец, создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов.

Специфика виртуальной этики определяется спецификой объекта исследования. Интернет никому не принадлежит, никем не контролируется, а следовательно — не управляется, участник виртуальной коммуникации, как правило, анонимен и в любой момент может уйти от контакта, а возможности законодательного регулирования [113]
этой области жизнедеятельности сравнительно невелики, по крайней мере, на данный момент. Это дает пользователю иллюзорное ощущение неограниченной свободы — вплоть до вседозволенности. Однако, как и в любой социальной среде, в Интернете возникают свои неписаные правила и нормы, определяющие права и обязанности участников взаимодействия и позволяющие Сети поддерживать собственное существование, не прибегая к внешнему силовому регулированию. Эти правила носят название нетикет (от net — «сеть» и etiquette — «этикет»).

В целом правила нетикета не сильно отличаются от этикета традиционного: они предполагают уважение к партнерам по коммуникации и опираются на базовое этическое правило взаимности, т.е. «золотое правило» морали. Так, в преамбуле одной из версий нетикета говорится: «При работе в сети прежде всего не следует делать того, что не поощряется в любом цивилизованном обществе. А именно — разжигать национальную рознь, оскорблять людей, ругаться матом, воровать, умышленно пытаться что-то сломать, призывать к свержению существующего строя и т.п.»

Вместе с тем, наряду с универсальными этическими стандартами и правилами вежливости, равно применимыми как к реальному, так и к виртуальному общению, нетикет содержит ряд специфических норм, обусловленных особенностями коммуникативного канала. Например, при переписке по электронной почте не рекомендуется писать сообщения заглавными буквами (что эквивалентно громкому крику), экспериментировать со шрифтами, злоупотреблять «смайликами» (специальными обозначениями, служащими для выражения эмоций). Следует излагать свои мысли точно, грамотно и по возможности лаконично, избегая двусмысленных формулировок. Невежливо отправлять вложенные файлы без предварительного уведомления и посылать письма с незаполненным полем «Тема». Не допускается распространение «спама» — т.е. любой незатребованной корреспонденции, в частности, рекламы.

Не менее важным механизмом этической регуляции Сети являются профессиональные этические кодексы, сфера действия которых, однако, не ограничивается узкими группами компьютерных специалистов, но распространяется на всех субъектов информационного общества. Наиболее известные из них — это кодексы, разработанные и принятые Ассоциацией менеджеров информации- [114]
онных технологий, Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий, Ассоциацией пользователей информационных технологий в США, Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах, Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендовала национальным организациям других стран разработать собственные варианты кодексов компьютерной этики с учетом местных национальных и культурных традиций.

Наряду с общечеловеческими этическими нормами (социальная и персональная ответственность, равноправие партнеров по коммуникации, точное и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей и т.п.), во всех кодексах фиксируются базовые права, принадлежащие каждому взрослому участнику виртуальной коммуникации. Эти права основаны на соблюдении трех главных моральных принципов: общедоступности, тайны частной жизни и неприкосновенности частной собственности.

Принцип «общедоступности», один из главных нормативных принципов информационного общества, гарантирует право граждан на коммуникацию и предполагает доступность любой информации в любой общественной сфере для каждого субъекта коммуникации.

Принцип «сохранения тайны частной жизни» выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее других людей и органов власти. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем является обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

Принцип «неприкосновенности частной собственности» является основой имущественного порядка в экономике. Применительно к виртуальной этике следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

Соблюдение вышеизложенных прав обеспечивается рядом более частных принципов, например, принципом свободы слова, принципом толерантности (уважения чужого мнения), принципом предупредительности (предполагающим соблюдение норм сетевого этикета), принципом точности (основанном на соблюдении инструкций по эксплуатации информационных систем) и т.п.
[115]

С сожалением приходится констатировать, что как специалисты, так и пользователи нарушают нормы виртуальной этики довольно часто. Например, предпринимают попытки несанкционированного доступа в защищаемые информационные системы и воздействия на них, распространяют программы-вирусы, публикуют в Сети документы неприемлемого содержания, используют контрафактное программное обеспечение. Поэтому разъяснение и пропагандирование принципов виртуальной этики становится одной из актуальнейших задач информационного общества.

Добавить комментарий