ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
Феноменология и психоанализ 1
(Программа спецкурса)
Составители: к.ф.н., доц. Малышкин Е.В., ст. преп. Паткуль А.Б.
Форма обучения: дневная
Общее количество часов: 34
Форма аттестации: зачет
Цель дисциплины:
Общая цель настоящего курса — проанализировать причины терепевтического эффекта, достигаеемого психоаналитическими методами, рассмотреть методику психоанализа в контексте философской ситуации его возникновения, наконец, продемонстрировать терапевтическую эффективность собственно философского действия. Данный курс, таким образом, есть опыт высказывания о психоанализе как об одном из способов феноменологического анализа.
Основные задачи:
- рассмотрение метафизических и методологических оснований психоанализа
- прояснение философского и общекультурного контекста появления психоанализа и прослеживание динамики превращений его методологических предпосылок
- установление связи между основными направлениями философии XIX-XXI вв. и направленностями психотерепевтического действия
- анализ психотерапевтического эффекта в контексте феноменологии памяти
- прояснение коммуникативных стратегий современного психоанализа
Принципы отбора материала и организации учебного материала
Учебный материал представлен в трех основных компонентах: философские основания, история, современное состояние психанализа; занятия происходят в малых группах, так что каждый из студентов имеет возможность высказывания, к каждому занятию дается учебное задание.
Формы текущей аттестации
Аттестация осуществляется в формах контроля за выполнением заданий к семинарам, реферирования источников, оценкой итогового сочинения.
Формы итоговой аттестации
Зачет
Основные понятия:
Метод, терапевтическое действие и терапевтический эффект, чувственность, восприятие, память, образ, коммуникация.
Содержание курса
Введение (психоанализ в интеллектуальной ситуации XX века) 4 ч
Основные теоретические источники психоанализа. Философские установки психоаналитической теории. Критическая функция психоанализа. Психоанализ и интеллектуальные течения его времени. Развитие психоанализа: фрейдизм, неофрейдизм, постфрейдизм. Динамика развития психоаналитических концепций и основные направления философии XX века. Философское значение психоанализа. Психоанализ философии и философия психоанализа.
Феноменология и психоанализ: параллели и пересечения (А. П.) 6 ч
Понятие феномена в классической феноменологии. Различие физических и психологических феноменов по Брентано. Сравнение понятия феноменального у Гуссерля и Хайдеггера. Соотношение феноменологии и психологии у Гуссерля. Вопрос о сущности и бытии психических феноменов по Ясперсу. Псхоанализ: явленное и скрытое. Бессознательное и его явления. Проблема применимости понятия феноменального в сфере психо-анализа. Критическая направленность психоаналитической психологии. Бессознательное как феномен?
Психотерапия и экзистенция: Хайдеггер, Сартр (А. П.) 6 ч
Проект экзистенциальной аналитики Dasein в общем замысле фундаментальной онтологии Хайдеггера. Этапы и основные понятия экзистенциальной аналитики. Понятия: вотбытия, экзистенции, времени, собственного и несобственного модусов экзистирования. Проект экзистенциального психоанализа Ж..-П. Сартра. Понятие «первоначального проекта». Комплекс как отрицательный выбор. Человеческая реальность как желания бытия-в-себе. Целостность человека как принцип экзистенциального психоанализа. Сравнительный метод психоанализа. Отход от понятия бессознательного в экзистенциальном психоанализе. Психический факт как сознание.
Дазайнаналитика Бинсвангера как критика психоаналитической позиции
в коммуникативной стратегии терапии (Е.М.) 6 ч.
Восприятие Хайдеггеровского анализа человеческого бытия в работах Босса и Бинсвангера. Понятие Verstiegenheit: Другой как «спасатель». Противоположность между «скачкой идей» и подлинным поступком. Терапия как забота о другом и как карта экзистенциальных возможностей.
Свобода и трансцендентальное ограничение возможностей. Онтологическая возможность научного бытия-в-мире. Критика триады caro-anima-spirit. Память как извлечение Da-Sein из его вовлеченности в «тело». Меланхолия (преобладание прошлого) и невротизм («бессилие перед «Da»). Бессознательное как заброшенность. Американский психоанализ: понятие экзистенциальной фрустрированности.
Феномен памяти в психоанализе З.Фрейда (Е. М.) 4 ч.
Базовые метафоры понимания памяти в работах Фрейда. Противоречие между памятью-контейнером и памятью-терапевтическим действием (хранимое и хранящее). Структура времени бессознательных переживаний. Страх перед неизведанным и страх к неизведанному. Психологические расстройства как детали мнемонической карты. Счастливая жизнь как объект припоминания. Магия Возрождения и магия терапии. Работа фрейда «О забывании иностранных слов».
Заключение. Стратегии психоанализа как формы коммуникации 6 ч.
Принципиальная травматичность коммуникативного действия. Этические аспекты психоанализа. Терапия как выбор коммуникативной стратегии: философские концепты XX века как действенная причина развития психоаналитической теории. Перспективы сближения философского коммуникативного дискурса и дискурса психоаналитического: герменевтика Гадамера, анализ телесности в работах Мерло-Понти и его последователей. Психоанализ как критика культуры.
Перечень примерных вопросов к зачету
- Культурная ситуация возникновения психоанализа
- Три источника и три составных части фрейдизма
- Понятие феномена в классической феноменологии. Бессознательное как феномен.
- Основные понятия экзистенциальной аналитики Da-Sein.
- Проект экзистенциального психоанализа Ж..-П.Сартра
- Понятие Verstiegenheit в дазайнаналитике Л.Бинсвангера
- Бинсвангерова критика триады тело-душа-дух
- Меланхолия, невротизм, шизофрения в дазайнаналитике Л.Бинсвангера
- Коммуникация как терапия
- Понятие телесности в дазайнаналитике Л.Бинсвангера
- Память и время в аналитике бессознательного З.Фрейда
- Механизмы забывания и вспоминания в психоанализе З.Фрейда
- Этика психоанализа
- Психоанализ и герменевтика
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Теоретические источники фрейдовского психоанализа.
- Философские элементы в психоанализе.
- Психоанализ в конетексте интеллектуальной ситуации своего времени.
- Понятие феномена: Гуссерль, Хайдеггер, Сартр.
- Феноменология и психология.
- Проблема бытия психических феноменов: Брентано, Гуссерль, Ясперс.
- Экзистенциальная аналитика человеческого бытия М.Хайдеггера.
- Основные установки экзистенциального психоанализа по Сартру.
- Человеческая психика: феноменальное и ноуменальное.
- Бытие и явление бессознательного.
- Феноменология и психоанализ.
- Психоанализ и экзистенциальная философия.
- Применения идей Хайдеггера в психиатрии: экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера и М.Босса.
- Память и вытеснение.
- Этические аспекты психоанализа.
- Терапия как коммуникация и коммуникация как терапия.
- [1] Alexander Mitscherlich A, Mitscherlich-Nielsen M. Auf dem Weg zur vaterlosen Gesellschaft (1962).
- [2] Alexander Mitscherlich A, Mitscherlich-Nielsen M. Das Andere der Gerechtigkeit (2000).
- [3] Dan Zahavi Self-Awareness and Alterity. Phenomenological investigation. Evanston, Illinois, 1999.
- [4] Honneth Axel "Das Andere der Gerechtigkeit" (2000).
- [5] Honneth Axel, Kampf um Anerkennung (1992).
- [6] Richard Booth: Freud as Philosopher: Metapsychology After Lacan. Routledge 2002.
- [7] Spiegelberg, Herbert Phenomenology in Psychology and Psychiatry. Evanston, North Western Univ. Press, 1972
- [8] Valle, Ronald S., Halling Steen (eds) Existential-phenomenological perspectives in psychology. New York 1989
- [9] Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996.
- [10] Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.
- [11] Бинсвангер Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999.
- [12] Бинсвангер Л. Экстравагантность // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999.
- [13] Босс, М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии // Логос № 5, 1994.
- [14] Голик А. Клиническое рассмотрение проблем нарушения влечений и феноменология влечений по К. Ясперсу // Логос № 5, 1994.
- [15] Додельцев Р. Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. М., 1997.
- [16] Из бесед Мартина Хайдеггера с Медардом Боссом // Логос № 5, 1994.
- [17] Лакан Ж. Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.
- [18] Лапланш Ж. и др. Словарь по психоанализу: Пер. с франц. / Предисл. Н. С. Автономовой. М.: Высшая школа, 1996.
- [19] Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990.
- [20] Логос № 5, 1999.
- [21] Мамардашвили М. О психоанализе // Логос № 5, 1994.
- [22] Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: Refl-book, 1994.
- [23] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. Киев: ИСА, 1995.
- [24] Ниделмен Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Людвига Бин-свангера // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999.
- [25] Никифоров О. Философский и психотерапевтический Daseinанализ//Логос №1, 1998.
- [26] Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: Восточно-Европейский Ин-т Психоанализа, 1995.
- [27] Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.
- [28]
Руткевич М. А. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1986. - [29] Сартр Ж.-П. Фрейд. Сценарий. М.: Новости, 1992.
- [30] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Часть IV. Глава II. § 1: Экзистенциальный писхоанализ. М., 2000. Straus, E. Existential Psychology. (some time in the 1960ies).
- [31] Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
- [32] Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.
- [33] Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996
- [34] Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
- [35] Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
- [36] Ясперс К. Феноменологическое направление исследования в психопаталогии // Логос № 5, 1994.
- [1] Настоящая программа впервые была размещена на официальной страничке Регионального семинара по повышению преподавательского мастерства Современная коммуникативная философия и коммуникативные стратегии в преподавании философии на сайте Европейского гуманитарного университета (EHU) в 2003 г. На данном сайте публикуется без изменений.
Комментарии
Феноменология и психоанализ. Программа спецкурса.
Где бы в Интернете почитать краткое изложение перечисленных точек. Объять необъятное невозможно, а понять хотя бы частицу необъятного без знания параллельных дисциплин нельзя. К пониманию авторства Шекспира ключи - история и психология. Помогите, пожалуйста, я уже полвека размышдяю над этим: работала в Фолджере, Британской библитотеке, у нас в Ленинике и Иностранной. Многое ясно, но без понимания гениального сознания, а оно отражено в сонетах Шекспира и во всем его драматургическом творчестве, не вслепую дальше двигаться невозможно. Вот и нужен психоанализ, не схоластика, не видимость истины, а истинное понимание психики человека Сейчас одно ясно, человек, хранивший в амбарах зерно, когда голодают соседи, чтобы продать подороже в неурожай, написать "Короля Лира не мог". А то, что Уильям Шекспир (Шакспер), стратфордский горожданин был в этом уличен, имеется доркументальное подтверждение, которое можно найти в последних американских работах даже стратфордианцев. С уважением. Профессор МГЛУ Марина Дмтриевна Литвинова. (С декабря 2015 г. на пенсии, работать над текстами и жизнью продолжаю).
Добавить комментарий