Библиотека как феномен культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Специальность 09.00.13 (философия культуры и философская антропология)

Актуальность темы исследования


В современной философии культуры и теоретической культурологии широко используются понятия «культурная форма», «культурный институт» и им подобные. Но теоретическая проработка их, выяснение объяснительных возможностей, которые связаны с этими категориями, и анализ с их помощью структурных единиц реальных культур обычно не встречается. Эти термины употребляются в их обыденных смысловых значениях, что не соответствует их важному теоретико-познавательному и методологическому статусу. Понятие культурной формы можно истолковать как определенную идеализацию, позволяющую структурировать культурное пространство, выделяя в нем значимые элементы, фиксирующие относительно устойчивую целостность формы при многообразии функций и связей в реально существующей культуре. Культурные формы имеют специфические способы институализации в виде социальных учреждений, отношений, способов и видов деятельности, зависящих от характера данного общества, степени его развития, организации и иных характеристик. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются не только видами деятельности, но и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями. Культуры отличаются своеобразием иерархии культурных форм или системной упорядоченностью. К настоящему времени этот подход к культуре нельзя признать вполне реализованным. Исходя из возможного в диссертации представлен опыт исследования библиотеки как такой культурной формы.
Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных (греческих и римских) авторов, например, у Страбона. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты — и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни, вычлененности умственной культуры из еще слабо развитых и недифференцированных массивов в материальной и духовной культурах. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов, останавливаются многие деятели Средневековья, эпохи Возрождения. (Ф. Кассиодор, П. д Ашери, Д. дю Мэн, Г. Ноде, Р. де Фурниваль) Но только в Новое время и особенно с Просвещения она становится предметом систематического исследования. В XIX веке возникает наука о библиотеке , в частности в Германии, (Bibliothekswissenschaft, Bibliotheksuntersuchungen). Известен научный интерес к библиотеке и в России, например, В.И. Татищева в XVIII веке 1. К концу XIX века он оформляется в направление — библиотековедение. Однако, свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления самой проблемы. Библиотековедение, как система знаний дает важные результаты, фиксируемые в-многообразии определений библиотеки, изучении ее функций, истории, классификации.

Однако, потребовалось радикальное изменение в самой теории культуры, произошедшее на рубеже XIX и XX веков и приведшее, в частности, к появлению разнообразных культурфилософских и теоретико-культурных подходов, чтобы вопрос о библиотеке как особой культурной форме в контексте других феноменов культуры мог быть поставлен с надлежащей основательностью.

Предлагаемое к защите исследование представляет собой опыт исследования библиотеки как культурного феномена, трактуемого в широком культурно-философском смысле, и опирающийся на широкую источниковедческую и теоретическую базу, представляемую современными науками о книге и библиотеке. На основе этого синтеза, если он удается, только и возможно выработать целостное представление о данной культурной форме, обладающей своей структурой, системой организации, находящейся в эволюции своих институтов, организационных начал, культурно-социальных функций.

Следует обратить внимание еще на одну сторону дела, подчеркивающую актуальность данной темы. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и новые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Это задача историков, культурологов и теоретиков. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит «виртуальная библиотека». В предлагаемой диссертации предпринимается попытка осмысления и оценки изменений, происходящих с современными библиотеками. Они становятся более демократичными, оснащаются электронными носителями информации, связываются во всемирную сеть. Вместе с тем уже просматриваются и опасные последствия. Выведение информации на мониторы, выход в Интернет радикально преобразует не только библиотеку, но также пишущего и читающего человека. В современных информационных системах различие автора и читателя кажется вообще исчезают. Остаются тот, кто посылает, и тот, кто воспринимает информацию. Отсутствие пространства свободы и соответствующей ему системы контроля в коммутационных системах, в которые включена современная библиотека, вызывает серьезные опасения.

Это только часть трудностей и противоречий в жизни современной библиотеки, но они показывают необходимость нового обращения к истории. Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внешне и внутренне. Её главной функцией было сохранение и распространение знания. К этому добавлялись различные аспекты бытийного содержания и различия в понимании сущности библиотеки в тот или иной период истории и культуры общества. Так, библиотеки прошлого были в известном смысле элитными учреждениями, и это дает основание говорить о превосходстве современных общедоступных библиотек. Прежде они были малочисленными, их фонды на несколько порядков уступали фондам современных библиотек, тоже самое можно сказать и о читателях. К тому же в прошлом библиотека была преимущественно государственным институтом и проводила его политику в духовной жизни общества. Но при этом, она была своеобразным пространством свободы именно потому, что было нечто запретное, регламентированное свыше. Исследование библиотеки как своеобразного дисциплинарного пространства, в котором действуют определенные правила и нормы поведения, также обнаруживает не только негативные, но и позитивные ценности прошлой библиотечной культуры.

Осмысление истории библиотеки и придание ей статуса важной составляющей культурной истории — это главная задача, на решение которой ориентирована диссертация.

Степень разработанности проблемы

Библиотека, как было сказано, долгое время изучалась в системе библиотечных наук. Историки собрали богатейший и интереснейший материл, но не ставили перед собой задачу его широкого культурно-исторического осмысления. Чаще всего библиотековедов интересуют конкретные вопросы, вроде каталогизации и классификации книг. В свою очередь историков и культурологов занимают глобальные проблемы истории и культуры. Большое внимание уделялось библиотековедами и историками проблеме истории отдельно взятых библиотек (Александрийская, Софийская, библиотека московских государей и другие) или истории библиотек в отдельные периоды истории развития общества. Достаточно хорошо изучены такие темы как история книги и книгопечатания, жизнь и деятельность И. Гуттенберга. Здесь можно привести целый список ученых, работающих в этом направлении: Н.В. Варбанец, Н. Вержбицкий, Т.В. Захарчук, И.Е. Баренбаум, В.С. Люблинский, Е.Л. Немировский, Б.С. Горбачевский и другие. Вопросами рукописной книги и историей книги в России занимались Б.П. Сапунов, М.И. Слуховский, М.И. Щелкунов. Многие рассматривали в своих трудах саму библиотеку и ее историю — работы А.Г. Глухова, Б.П. Иванова, С.И. Вехова, А.А. Гинкена, F. Milkau, R. Fehrle, T. Birta. Библиотека характеризуется учеными в основном как хранилище книг. Истории библиотеки в России посвящены труды известных ученых — А.Г.Глухова, Е.И. Капржак, А.И. Ванеева, М.И. Слуховского, М.Н. Тихомирова.

Обращение к историческому материалу о библиотеке позволяет увидеть. какие стороны структуры и функционирования библиотек более или менее изучены учеными; к чему приковано внимание историков, библиотековедов; как отражена в книгах библиотека — комплексно, отдельными главами, структурно, последовательно, в каком измерении (хронологическом, типовом). Труды исследователей библиотеки можно разделить на группы: история отдельно взятых библиотек; история библиотек в конкретный период развития общества; история книги, включая и библиотеку. Фундаментальных работ по истории библиотек немного, и в них история библиотек рассматривается хронологически: по стадиям культур, по общественным формациям, например, история библиотек и книги Европы, народов Востока, Древнего мира. Большинство работ посвящено описанию какой-то библиотеки и насыщено фактами и простым перечислением имен, событий. Особняком стоит работа немецкого историка U. Jochuma Kleine Bibliotheksgeschichte , поскольку он пытается анализировать место библиотеки в контексте культуры. Немецкими учеными выполнен ряд исследований, посвященых вопросам возникновения и развития письма, книги, библиотеки, библиотечного и книжного дела; социологии и психологии книги, искусству оформления книг и книжной иллюстрации 2.
В современной исторической науке интересы исследователей существенно направлены на изучение культурной истории. Приверженцы этого подхода видят связь практики, ментальных представлений индивидов, о праве, обычаях, труде с организацией материальной жизни и повседневности, с социокультурной системой, проявляют интерес к «длительной истории», состоящей в постепенном изменении традиций и форм жизни. Ставится и вызывает дискуссии институциональный подход к библиотекам. Так утверждается, что характеристика библиотеки как культурного института, всего лишь частный случай; что она представляет документно — коммуникационную систему 3. С точки зрения философии культуры кажется более перспективным изучение такой функции библиотек как систематизация культурного наследия, в связи с типом библиотек и их функциональной определенностью.

Данное диссертационное исследование представляет собой попытку рассмотреть библиотеку средствами методологии «длительной истории» культуры и общества, не теряя при этом из виду «пространственное» взаимодействие библиотечных учреждений с другими системами культурной коммуникации.

Другим важным импульсом предлагаемой диссертации явилась потребность в «философии библиотеки». Пока нет книг и тем более учебных пособий с таким названием. Однако идея «витает в воздухе» и причем, в профессиональной библиотечной среде 4. С целью наполнения данной идеи содержанием в диссертации используются труды крупных философов ХХ века, в которых ставятся вопросы о библиотеке, книге, авторе, письме, тексте, понимании, диалоге, дискурсе, профессиональном сообществе. Это прежде всего работы Э. Кассирера, Х.-Г. Гадамера, М. Фуко, Р. Барта, .Х.Л. Борхеса, У. Эко, П. Сорокина, П. Бурдье. Ценную помощь в работе над диссертацией оказали идеи, заключающееся в культурологических трудах М.С. Кагана, развившего теоретико-системный подход, С.Н. Иконниковой и Э.В. Соколова (Социология и история культуры), Ю.В. Перова, исследовавшего феномен художественной публики, что важно для построения типологии библиотек и других исследователей социокультурного контекста истории философии (Р.В. Светлова, К.А. Сергеева, Я.А. Слинина, Ю.Н. Солонина).

Задача диссертационного исследования заключается в том, чтобы с помощью методов философии и культурологии, исторического и теоретического библиотековедения обобщить в контекстуальной системе имеющиеся данные о библиотеках в письменных (до открытия книгопечатания) культурах. На основе полученных обобщений разработать и предложить практическому библиотековедению возможную программу сохранения традиционных культурных функций в содержании и структуре деятельности современной (эволюционирующей к переходу к электронным носителям информации) библиотеки.

В ходе реализации этой установки были поставлены следующие конкретные задачи:

  • обосновать эффективность анализа библиотеки как формы культурного и информационного пространства;
  • предложить основы типологии библиотек на основе их культурно-исторических особенностей;
  • описать своеобразие типов библиотек в истории и выявить их функции в обществах Древнего Востока, Арабского мира, Античности (Греция и Рим), Византии, европейского Средневековья (монастырские и университетские) и Итальянского Возрождения;
  • осуществить сравнительный анализ традиционных и современных библиотек и на этой основе предложить культурологическую экспертизу современных концепций формирования и функционирования электронной библиотеки.

В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались методы современной культурологии и философской герменевтики, а также специальные методы истории и теории библиотечного дела.

Важнейшими теоретическими источниками при написании диссертации послужили фундаментальные труды по теории культуры, библиотековедению и истории. При постановке и решении конкретных проблем использовалась философская и социологическая методология. В частности при обсуждении книги, текста, письма, взаимоотношения читателя и автора диссертантка опиралась на герменевтику (Х.-Г. Гадамер) и технику деконструкции (Ж. Деррида). Библиотека как социальное и культурное пространство описана на основе понятий, введенных М. Фуко, П.Бурдье, П. Сорокиным. Использовались методы семиотики и философии языка (Р. Барт, Э. Кассирер, У. Эко).

Научная новизна исследования

В исследовании реализуются два взаимозависимых подхода к рассмотрению истории библиотек в культуре. Первый подход состоит в анализе, проверке и уточнении полученных историками и исследователями результатов и в сравнении их между собой. Сбор и оценка объема материала в основном определялся количественными параметрами, и потому у историков эмпирический материал явно превалирует над теоретическим обобщением наблюдений и раскопок. Это ведет к тому, что в различных работах по истории культуры и библиотеки одно и то же явления получают различное истолкование. Авторы нередко приводят противоречащие друг другу факты, касающие исторических событий, личностей, памятников культуры. Таким образом, сравнение концепций на основе обобщающих методологий поможет избежать неопределенностей в констатации конечного результата.

Второй подход нацелен на исследование библиотек как целостных структур и ставит задачу: установить факторы влияния культуры, общества на библиотеку и взаимодействие общества и библиотеки в культуре. Жизнь библиотеки детерминирована культурными, социально-экономическими, политическими интенциями государства и общества. Кроме того, являясь особым пространством, где происходит циркуляция знания и разворачивается дискурс, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотека конституируется как особая микросреда со своими функциональными отношениями.

С позиции историко-культурного подхода достигнуты следующие результаты:

  • Во-первых, развито и обосновано понимание библиотеки как относительно автономного учреждения со своей внутренней логикой развития, которая определяет, в том числе и качественно, характер текстов, которые в ней хранятся и обрабатываются.
  • Во-вторых, показано, что развитие библиотеки находится в динамической зависимости от изменения социальных предпосылок и ценностных приоритетов культуры.
  • В-третьих, эти противоположные результаты объединяются на основе философско-методологической модели библиотеки как информационного, дисциплинарно-институционального и культурного пространства общества
  • В четвертых, во всех культурах выделяется исторический тип или доминирующая модель библиотеки. Поставлен вопрос о соотношении этих типов в диахроническом аспекте.

Конкретно это выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:

Автор исследования формулирует положения о библиотеке как культурно-информационном центре современного города.

Жизнь библиотеки тесно связана с культурными, социально-экономическими, политическими направлениями государства. Общество формирует этот книжный мир, диктуя ему свои требования, кроме того, библиотека создает свой собственный порядок. Здесь происходит циркуляция знания и разворачивается дискурс, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотечная микросреда. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль за информацией, обеспечение ее сохранности, с другой стороны, позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным и дисциплинарным пространством.

Библиотека — это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Библиотеку также следует рассматривать и как дисциплинарное пространство, т.е. место , в котором существует особый порядок вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности.

Современная публичная библиотека — это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная, внутренняя организация библиотеки способствует выполнению ее базисных культуросберегающих и культуроформирующих функций.

Научно-практическая значимость исследования


  • Полученные результаты могут быть использованы:
  • для теоретической и практической разработки модели современной библиотеки;
  • для углубления и дополнения курса по культурологии проблематикой по истории библиотек;
  • для подготовки спецкурсов по направлениям культурологии и библиотековедения.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии культуры и культурологии. Ее основные результаты были доложены на теоретическом семинаре кафедры, а также на других форумах: Первый Российский философский конгресс (1997), Новации в современном научном познании (1997), Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже 21-го века (1997), Аксиологические проблемы научной и технической реальности (1998), Социальная реальность и социальные теории (1998), Третья санкт-петербургская ассамблея молодых ученых (1998).

Структура диссертации

Диссертация состоит из двух глав, семи параграфов, введения и заключения. Список используемой литературы включает 199 наименований.

Первая глава, «Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры» состоит из трех параграфов. В первом из них, «Современные концепции библиотеки», рассматриваются взгляды ведущих философов ХХ в., высказывавшихся о проблемах библиотеки. Философия не оставила вне поля своего критического анализа ни одной из отраслей науки, искусства, экономики, и только библиотека долгое время оставалась как бы в тени. В последнее время много говорится о новой библиотечной теории и реализации её на практике. Она включает в себя: 1) выработку единой теории библиотеки, формирование общих понятий, закономерностей ее функционирования; 2) осмысление места библиотеки в мире, социального назначения и роли в обществе; 3) понимание ее как культурного центра. Связь философии и библиотеки видится диссертанту в сочетании двух подходов — технического, при котором библиотека рассматривается как «механизм» внутреннего функционирования систем: комплектование — обработка — каталогизация — систематизация — выдача; и культурологическо-философского, где библиотека представляет собой культурную среду общения библиотекаря и читателя, или информационное пространство, концентрирующее знание конкретной исторической эпохи.

Сущность социо-культурного подхода к библиотеке определяется в диссертации как необходимость осмысления ее роли в обществе, в истории культуры. Современная библиотека является сложнейшей системой со своими информационными технологиями, с методологией комплектования и каталогизации, библиотечным дискурсом, приемами эффективного обслуживания. Библиотека — это универсальное явление культуры. В любой культуре существуют книги и библиотека, как и театр, университет, музей. Библиотека — это и локальное явление. Каждой социо-культурной общности соответствует свой тип библиотеки как отражение его политической, экономической, социальной жизни; мышления, характера и особенностей. Исследование истории библиотек раскрывает неизвестные из других источников традиционные формы жизни людей и тем самым вносит важный вклад в историю культуры

В исследовании систематизированы и проанализированы труды философов XX века, в которых ставятся вопросы о библиотеке, книге, авторе, письме, тексте, понимании, диалоге, дискурсе, профессиональном сообществе. Это работы Э. Кассирера, Х.-Г. Гадамера, М. Фуко, Р. Барта, .Х. Л. Борхеса, У. Эко. В их концепциях о модели идеальной библиотеки помимо критики существующей библиотечной системы содержатся важные сущностные решения проблемы эффективности реальной библиотечной деятельности. Культурологически-философский анализ библиотеки реализуется диссертантом на основе теории Э. Кассирера, раскрывающей саму культуру как многообразие форм. В работах Л.Х. Борхеса, У. Эко библиотека рассматривается как универсальная и вечная подобно живому организму, но в тоже время через призму ее идеализации четко просматриваются основные проблемы — хранения книг и их открытого доступа, усвоения и переработки информации, осмысления библиотеки как некоего пространства, где пересекаются информационные потоки, происходит циркуляция книг, разворачивается дискурс.

Изучение и сравнение данных концепций в первом параграфе позволили сделать диссертанту следующие выводы:

  1. Классификация книг — не что иное как способ, форма представления существующего в данный момент знания. Благодаря своей пластичности и изменчивости классификация литературы предоставляет множество вариантов раскрытия информации через книгу, предполагает многократное использование знания в символической форме.
  2. Сегодня герменевтический, структуралистский, семиотический подходы к определению и структуре книги особенно важны, ибо кризис библиотеки и кризис книги может быть выявлен и правильно изучен лишь при осмыслении основных компонентов работы библиотек и новом взгляде на преобразования в социальной, экономической и культурной отрасли человеческой деятельности.

Второй параграф, «Библиотека и общество», посвящен анализу изменений в понимании сущности и структуры библиотеки. Модели идеальной библиотеки существовали всегда — просветительские, формальные, системные и другие. Сегодня идеализированный образ библиотеки строится в литературе на опыте библиотек развитых стран. Ученые все больше обращаются к содержанию и структуре библиотечного фонда и по нему изучают такие функции библиотек как систематизация, хранение и распространение культурного наследия. Этот подход еще только зарождается, но он имеет большую эвристическую ценность в исследованиях по истории публичных библиотек. В диссертации систематизированы и проанализированы некоторые методологические принципы изучения истории библиотеки.

Современная библиотека представляет собой переходную форму, попытку синтеза традиционных и новейших форм хранения и систематизации знания. Видение библиотеки как культурного и информационного пространства — это новый аспект исследования. Исходя из этого, диссертант выносит на защиту положение, что библиотека является своеобразным культурным дисциплинарным пространством, как и город, театр, музей, учебное заведение и другие социальные институты. Особое внимание уделяется следующим моментам:

  1. Тенденция изменения роли и функций библиотек в культуре может быть выявлена путем анализа ценностных ориентаций библиотечной деятельности в те или иные исторические периоды, технологий хранения книг и специфики библиотечного дискурса.
  2. Библиотека была и остается институтом государственной власти. Раньше ее деятельность регулировали идеология, пропаганда и цензура. Сегодня, когда библиотека становится культурным центром, книгохранилищем и информационной системой, формируются и новые формы порядка. Поэтому следует выделить три дисциплинарных пространства библиотеки: пространство власти, информационное пространство, пространство коммуникаций.
  3. Библиотека обладает нормативно-этикетными свойствами наряду с театром или музеем. Она образует свой относительно автономный мир, в котором существуют правила и нормы поведения, обязанности и права библиотекарей и читателей, происходит циркуляция знания, развивается профессиональный язык.
  4. Анализ информационного пространства как дисциплинарного, означает определяющую роль порядка систематизации знания в библиотеке для любого вида взаимодействия с этим знанием.

В третьем параграфе, «Библиотека в информационном обществе», обсуждаются разные аспекты кризиса современной библиотеки. Во-первых, в нашей стране он ощущается как кризис финансирования. Во-вторых, кризис библиотек во многом вызван кризисом книги. В третьих, — это кризис знания и замена его информацией, связанная с появлением электронных носителей.

Классическая книжная культура предполагает углубленное понимание смысла, содержания текста. В современной культуре мы видим взаимодействие вербальных и визуальных способов распространения информации и сочетание текстов с иллюстрационным наглядным изображением при передачи информации зрителю и читателю. Разрешение конфликта между осмыслением мира и поисками конкретной прагматичной информации основывается на разумном взаимодействии книги и других коммуникационных средств и на тщательно продуманном методе отбора комплектования и книгоиздания.

На примере изучения роли библиотеки в истории общества можно сделать парадоксальный вывод, что по мере увеличения информации в хранилищах ее культурная значимость не просто увеличивалась, или уменьшалась, а изменялся вкладываемый в нее смысл. Раньше библиотека была центром монополии на информацию, доступ к которой был ограничен. Сегодня информация становится общедоступной (конечно, в идеале, так как на практике остаются военные и коммерческие тайны, а с Интернет работает далеко не каждый). Знание в эпоху, когда все всё знают, подчиняется закону распространения и циркуляции. Каждый, кто хочет, вводит в сеть Интернет любые тексты и получает то, что захочет. Отсюда разрушается барьер между научным и ненаучным, истинным и ложным, значимым и незначимым. Потому условием успешного функционирования библиотек, эффективного распространения и обработки информации является не изолированность систем и способов представления знания друг от друга, а их сосуществование и взаимодействие.

Автор исследования формулирует положение о библиотеке как культурно-информационном центре современного города. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль за информацией, обеспечение ее сохранности, с другой стороны, позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным и дисциплинарным пространством.

Библиотека — это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Современная публичная библиотека видится как культурно-информационный центр, в котором формируется осмысленное и ответственное использование информации

Вторая глава, «Культурно-исторические типы библиотек», состоит из семи параграфов. В истории библиотек в диссертации особо выделяются следующие типы или модели: библиотеки Античности, Византии, Западного Средневековья, Возрождения. Отдельно рассматривается развитие библиотек Древнего Востока, арабского мира, Китая и Японии. В начале главы сформулированы общеметодологические принципы анализа истории становления и развития библиотеки в локальных письменных культурах.

Историю библиотек можно изучать как :

  1. Историю книг. В библиотеке хранятся великие книги, книги известных ученых и писателей, и книги повседневного чтения.. Комплектование библиотек не может не ориентироваться на массовый спрос. Библиотека закупает литературу, которую будет читать академик, историк, студент, пенсионер. Библиотека определяет ассортимент необходимой литературы исходя из своего предназначения, общественных запросов и моды на литературу конкретного жанра и вида.
  2. Развитие форм и технологий упорядочивания знаний. Если обратиться к классификации и каталогам книг, невольно возникает вопрос для кого они составлены? Проблема классификации и каталогизации становится все более сложной. Составление ББК (Библиотечно-библиографическая классификация) — долговременный и трудоемкий процесс, но к тому времени, когда он закончен, и библиограф испытывает чувство удовлетворения, происходит парадигматическое изменение в сфере знания (например, выделение новой науки или новой предметной области), и библиографу приходится начинать свою работу заново. Таким образом, развитие культуры, как «встреча» информации с потенциальным потребителем, напрямую зависит от принципов построения систем каталогов и формирования единого пространства коммуникаций общества, библиотеки и читателя.
  3. Как сравнительную историю архивов и библиотек. Диссертант анализирует сходство и различие между библиотекой и архивом, ставит вопрос: каковы предпосылки их возникновения и критерии разделения? Библиотеку и архив отличает друг от друга степень систематизированности и характер назначения собрания письменных источников. Архивы возникли раньше библиотек и решали конкретную задачу сохранения и накопления документов. С появлением и развитием библиотек, первоначальной функцией которых также являлось только накопление и хранение книг, архивы продолжали существовать. В своем анализе архива и библиотеки диссертант опирается на работы F. Milkau, V. Gardthausena, U. Jochuma, М. Дандамаева, М. Вейтмейера, М. Фуко. Так, Fritz Milkau в своем фундаментальном труде по истории библиотечной науки, говорит, что несколько папирусов или единичные клинописные таблички еще не являются библиотекой. Но и большое количество собранных вместе хозяйственных текстов , писем политического и частного характера, других письменных документов трудно однозначно свести к архиву или библиотеке. По его мнению, книги становятся библиотекой, когда они упорядочены. Диссертант придерживается точки зрения М. Фуко, который под термином «архив» понимает не сумму всех текстов, сохраненных культурой как документы прошлого, а свободный доступ к ним или же порядок, благодаря которому все сказанные и написанные вещи не скапливаются беспорядочно, а превращаются в систему культуры.

Все параграфы построены по одному логическому принципу; диссертантом рассматривается следующий круг вопросов: особенности культуры общества, роль книги в обществе и ее распространение, типология библиотек, взаимодействие библиотек с другими социально-культурными институтами.

В первом параграфе, «Древние библиотеки», в качестве культурно-исторического типа «древняя библиотека» рассматриваются библиотеки древнего Востока. Для понимания места и задач библиотеки в письменных культурах данных обществ необходимо выделить взаимосвязь общего уклада жизни, социальных институтов, организующих ее порядок и способов представления и хранения теоретического и практического знания Подробно анализируя известные библиотеки древнего мира, диссертант показывает связь между .значением и функциями книги и формами ее собирания, хранения и представления в культуре.

Во втором параграфе, «Библиотеки арабского мира», показана специфика организации библиотечного дела и структуры библиотек. В частности, отмечается, что библиотека у арабов непременно сочеталась с какой-то задачей и целью: 1) библиотеки при медресе — собирали книги для получения знаний; 2) библиотеки при дворцах — сохраняли богатство культуры народа и государства; 3) личные и частные библиотеки образовывались в домах и удовлетворяли духовные потребности хозяина, представляли собой или отражали образ жизни ученого, писателя, знатного человека. Чаще библиотеки организовывались при учреждениях и обслуживали сравнительной небольшой круг лиц. Библиотека сама по себе, со специальным зданием для читального зала, книгохранилища, комнат для переписки, которую могли бы свободно посещать все желающие, была редким явлением.

В третьем параграфе, «Библиотеки Китая и Японии», диссертант, раскрывая культурно-исторические особенности этих библиотек, подчеркивает, что они были прежде всего книгохранилищами. Внимание было сосредоточено на собирание, а не на чтение книг. Вследствие этого государственные и частные книгохранилища были закрыты для широкого читателя. Наиболее распространенными типами библиотек в Китае были императорские, складывающие за счет личных собраний, и монастырские как результат расширения влияний буддизма и даосизма.

В четвертом параграфе, «Библиотеки в античном мире», рассматриваются и анализируются особенности античных библиотек. В частности констатируется что возникновение библиотек при храмах, школах свидетельствует о рано начавшемся процессе институализации библиотеки. История организация библиотек демонстрирует, что, наряду с порядками дискурса и знания, в культуру входит порядок власти; во главе библиотек стояли жрецы или государственные служащие, как правило, обладающие авторитетом ученой личности; здесь доминировал количественный подход к приобретению и хранению книг, отсутствовал какой-то определенной систематизации; специфика расстановки книг зависела от формата.

В пятом параграфе, «Византийские библиотеки», автор отмечает, что по своему богатству они превосходили библиотеки, существовавшие в это время на христианском западе. Роль византийской книжности и библиотек была весьма значительной как для России, так и для Европы. Благодаря им были сохранены многие труды греческих ученых, византийские книжники в силу своего промежуточного между Востоком и Западом положения осуществляли важную коммуникативную функцию сближения культур.

В шестом параграфе, «Библиотеки в средние века», автор приводит описание библиотеки Х.Л. Борхеса, которое созвучно представлению средневекового человека о ней. Библиотека тогда была и местом получения знаний (для ученого), и местом работы ( для монахов, переписчиков, служителей библиотеки), и «домом». Во всех трех сферах библиотеки проходит жизнь человека. В библиотеке хранится знание, которое доступно немногим, и которое люди пытаются открыть для себя. Этот поиск знания и есть путешествие по библиотеке, которую Борхес называет Вселенной. Для библиотечного дела приход новой веры означал прежде всего, то, что наряду с уже существующими церковными и светскими библиотеками появились собственно христианские, задача которых состояла в собирании книг Нового и Старого Завета. На Руси возникновение библиотек связано с именем Ярослава мудрого.

В седьмом параграфе, «Библиотеки эпохи Возрождения», отмечается специфика их организации и функций. По сравнению со Средневековьем библиотеки эпохи Возрождения претерпели следующие изменения: рост фондов, преобладание книги на бумажной основе вместо кодексов на пергаменте. Но важнее этих количественных изменений были структурные изменения, прежде всего отделение библиотеки и скриптория (мастерской письма), вследствие чего собирание книг и производство их стали отдельными видами деятельности. Одновременно на характере деятельности библиотек сказалось разделение «предмета собирания» между архивами и библиотеками. Теперь они различались хранением рукописных и печатных источников, причем библиотека стала «империей» печатных книг, в то время как задача архива ограничивалась собиранием рукописного наследства. Появляются общественные и национальные библиотеки. В связи с появлением новых типов библиотек- общественных библиотек при церкви, формируется новый тип человека — книжного интеллектуала.

В ходе культурно-исторического анализа, проведенного во второй главе, были выделены следующие моменты:

Первые библиотеки так или иначе а) были следствием увлеченного коллекционирования книг; б) возникли в эпоху рассвета своих обществ; в) являлись не только хранительницами знаний, но и общественными учреждениями, выполняющими культурно-просветительские и идеологические функции; г) создавались не сами по себе, а при дворцах, храмах, школах, книжных лавках; д) никогда не существовало единой универсальной модели библиотеки, как правило та или иная ее культурно историческая форма играла доминирующую роль.

В Западной Европе доминировали монастырская, университетская, позднее национальная (королевская) и публичная библиотеки, а в странах Востока первыми стали императорские и частные книжные собрания, которые явились источниками пополнения монастырских, школьных, дворцовых, вакфных библиотек. Частные библиотеки возникли во всех странах одними из первых. Они стали источниками пополнения дворцовых, монастырских, университетских. Литература в выше перечисленных типах библиотек хранилась самая разнообразная, хотя преобладали книги религиозного содержания. Буддийские и даосские сутры были первыми рукописными и печатными книгами в Китае и Японии. На древнем Востоке получила распространение народная мифологическая литература. В Египте и Шумерах были очень популярны мифы и сказания о героях, богах, сказки.

На протяжении всей истории и сохранялись и менялись статус, функции, назначение библиотеки. Ранние библиотеки были хранилищами-сокровищницами, большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг, имели материально-ценностное значение. По мере распространения образования возникают учебные и культурные центры: школы, академии, университеты. При них создаются библиотеки, предназначенные для определенного круга людей и собирающие книги в учебно-познавательных целях. Университетские библиотеки появляются в 14-15-ом веках. Университетские книгохранилища способствовали возникновению и развитию различных типов библиотек: универсальных, научных, специальных, массовых, публичных.

Автор диссертационного исследования ограничивает свой анализ библиотеками в письменных культурах, поскольку в их деятельности уже сформировались главные задачи библиотеки как культурного института, проявились основные типы или модели организации библиотечного дела.

В «Заключении» формулируются выводы и исследовательские задачи.

Современная публичная библиотека — это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная, внутренняя организация библиотеки в совокупности с правилами , нормами и порядками, обеспечивающими ее деятельность, регулируют ее взаимоотношения с социальными и культурными институтами; способствует выполнению ее культуросберегающих и культуроформирующих функций.

Основные положения диссертации содержатся в следующих публикациях:

  1. Библиотека как социальное и информационное пространство // Новации в современном научном познании: Тезисы докладов научной конференции. 3-4 февраля 1997 г. Санкт-Петербург, 1997.
  2. Библиотека в информационном обществе // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже 21-го века: Тезисы докладов научно-практической конференции. 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.
  3. Культурное пространство библиотеки и философия // Человек — Философия — Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений первого Российского философского конгресса. 4-7 июня 1997 г. В 7-ми тт. Т. 6 «Философия культуры». Санкт-Петербург, 1997.
  4. Останется ли книга ценностью в компьютерную эпоху // Аксиологические проблемы научной и технической реальности: Тезисы научной конференции. 28-29 января 1998 г. Санкт-Петербург, 1998.
  5. Библиотека как элемент социальной реальности // Социальная реальность и социальные теории: Материалы Всероссийской конференции. 28-29 мая 1998 г. Санкт-Петербург, 1998.
  6. Библиотека как место распределения знания // Третья Санкт-петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов: Сборник докладов. 4-11 декабря 1998 г. Санкт-Петербург, 1998.

Примечания
  • [1] Харламов В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему. // История библиотек: Исслед., материалы, документы… СПб., 1996. Вып. 1. С. 5-24.

  • [2] См.: Klemich H. Absatzprobleme im Buchdruckereibetrieb. Dresden, 1934; Adriani G. Die Klosterbibliotheken des Spatbarock in osterreich und Suddeutschland (17-18 jahrh.). Wien, 1935; Werner G. Geschichte der Universitatsbibliothek, Altdorf von 1586-1750. 1937; Volk O. Die Byzantinischen Klosterbibliotheken von Konstantinopol, Thesalonike und Kleinasien. Munchen, 1955; Hodeige F. Zur Stellung von Dichter und Buch in der Gesellschaft. (Eine Literatursoziologische Untersuchung). Marburg, 1949 и другие.

  • [3] См.: Столяров Ю. Н. У нашей науки есть особые функции. // Библиотека. 1998. № 10. С. 40-42
  • [4] См.: Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола, 15-16 апр. 1996 г., РНБ. СПб. Гусева Л.Н., Смолина Е.В. Библиотековедение: нормативный подход. (понимающая парадигма мышления). СПб.: Изд-во СПБГТУ, 1997.

Добавить комментарий