В Японии истории уделяется достаточное внимание, как формирующему началу настоящего и будущего. Манипуляция прошлым для целей настоящего; идеологические заявления обращаются к историческим преценденту, демонстрируя этим культурное содержание идеологии. В «Основах Информационно-технологической стратегии», программном документе на будущее, в одном из первых пунктов рассматривается историческое значение происходящих изменений и уже после этого указывается на необходимость национальной стратегии, согласно которой «Япония должна быстро и прочно выполнить институциональные реформы и мероприятия. Наконец мы должны установить национальную стратегию с конкретным ориентиром и сделать шаги для социально-экономической структурной реформы, обеспечить ее общее и частное понимание среди всех граждан нации».
Экономическое развитие выступает не как некая цель, а как средство осуществления идеи единства нации. Сообразительность, трудолюбие и способность приспособиться к изменяющимся условиям, характеризуют национальный характер. Способность быть хорошими учениками и быстро овладевать знаниями, предложенными учителями. При дефиците творческого духа, способность к модификации и усовершенствованию имеющихся знаний и технологий. Ставится цель всеобщего высшего образования в стране. Инаока Тадаюки сформулировал данную тенденцию, как приоритет наличия 1000000 хороших студентов, вместо одного гения.
Культура как наследие
«Группизм» японского общества: потребление алкоголя, занятие спортом и церемонии обычно облегчают формирование солидарности и психологического климата, создавая тесное взаимодействие между участниками. Посредством групп происходит социализация членов [66] общества. При этом доверие, основанное на длительных межличностных отношениях, как отмечают, становится предметом прошлого (ограниченный элемент доверия) обилие информации, при снижении качественной составляющей относительно намерений другой стороны. Люди предпочитают испытывать доверие, привязанность, дружбу по отношению к тем с кем они имеют дело, но круг таких людей ограничен, т.к. это требует времени для появления и сохранения межличностной симпатии.
Во II половине ХХ в. Япония изо всех сил изучала западную цивилизацию, культуру, старалась догнать Европу. «У нас, — утверждает Ё. Ямамото, — укоренился западный взгляд на вещи…». В данном случае культура, в отличии от традиции не являлась статичной. Роберт Смит в статье «Культурный контекст японской политэкономии» отмечает: Япония подобна остальным современным индустриальным нациям. Старшее поколение видит будущее как потерю прошлого, молодежь имеет слабое представление о том, что было в прошлом. Тем не менее, система, которую они формируют, представляется им действительно японской.
Ичиро Озава (японский политик, член ЛДП) утверждает, что «наша сосредоточенная на себе нация стоит перед множеством проблем.» Их причина видится не столько в экономическом кризисе, сколько в «кризисе политики». Властные действия характеризуются изначальной консервативностью, причина этого — потребность в сохранении стабильности. Задача на ХХI в. — побороть консерватизм. Будущее страны отчасти определяется лозунгом, выдвинутым главой правительства в 2000г.: «Никаго опасения, никакого колебания, никакого ограничения». Питер Друкер видит роль национального правительства в установлении ясных юридических правил и твердой их защите, гарантиях справедливости рынка, и противостоянии кризисам. В Японии двадцатое столетие было столетие организаций, ХХI в. должно стать столетием индивидуумов. Чтобы достичь этого, необходимо установление правил прозрачного и рационального принятия решений, устойчивого их выполнения и оценки достигнутых результатов. Это означает управление, основанное на правиле и принципе ответственности. Через нашу национальную стратегию («Основы ИТ-стратегии») мы надеемся на творческое научно-развивающееся общество, которое благоприятствует разному творчеству через обмен знаниями среди граждан. Первое условие, в таком обществе все люди грамотны и способны к обмену изобилием знаний и свободной информацией без географических, физических, [67] экономических издержек. Второе условие — наличие продолжения реформы по направлению к разной и действенной экономической структуре, основанной на свободе и цивилизованном соревновании. Третье, привлекать знания и таланты со всего мира. Аккумулировать и передавать миру наиболее продвинутую информацию, технологии и творческое сотрудничество в целях прогресса и развития научного общества в мировом масштабе. Все это декларативные мероприятия японского государства на будущее, но вопрос о необходимости их реализации поставлен в настоящем. Разрешение вопроса о достижении заявленного результата видится в культурной составляющей нации. Основными столпами от развития, которых зависит будущее, являются точные науки, новые технологии и производственная база, место и роль культуры, а наряду с ней и гуманитарных наук видится в следующем, это никак и ничем не регламентированное хаотичное образование, в рамках которого происходит выделение, разделение, преобразование различных направлений. Однако без наличия этого болота, выполняющего роль почвы для дерев базовых отраслей нет и не будет будущего, понимая данную взаимосвязь, японцы отражают ее в своих программах:
- Строительство ультраскоростной Internet сети и обеспечение постоянного доступа в Internet.
- Установление правил электронной торговли.
- Реализация электронного правительства.
- Воспитанием высокоинтеллектуального человеческого потенциала для новой эры.
Чем сильнее культурные традиции государства, тем сложнее перестроиться к унифицированным правилам формируемым в настоящем, потому в Японии не все гладко. Но история показывает, что данная страна способна перестроиться тогда, когда достигает критической точки.
Источник для написания статьи — Basic of IT Strategy //www.kantei.go.jp
Добавить комментарий