Неотъемлемой чертой любой культуры — общества, или составляющих его социальных групп — является тот или иной тип социальной динамики. Изменения могут проявляться в форме усложнения имеющихся элементов, а также через формирование, восприятие новых культурных форм. Если при этом новые ценности и смыслы формируются за рамками локальных культур, то интеграция их в данную культурную среду должна идти с опорой на местные культурные традиции. Подобный вид изменений культуры составляет основу «стратегии» — обращения к культурному наследию. Это позволяет сохранить культурный смысл собственных ценностей, сохранить самобытные черты собственной культуры. В отдельных случаях принятие новых ценностей сопровождается критикой старых и отбрасыванием некоторых из них. Такая ситуация складывается в случаях видимого превосходства, новизны, большей востребованности чужеродных образцов, соответствия их более современным течениям. Скорость, с которой проходит аккультурация и ее глубина, напрямую связаны со способностью культуры интегрировать в себя новые образцы без нарушения собственной целостности.
Процессы радикальных изменений, идущие под воздействием глобализации и охватывающие современные общества, проходят в сжатых временных рамках. Наблюдаемое сжатие временных рамок этого процесса ведет, с одной стороны, к быстрому разрушению и отвержению многих старых ценностей, а с другой, — не позволяет новым символам и знакам с достаточной глубиной включиться в традиционную систему ценностей, культурных кодов и т. д. Символы и образы старой культуры разрушаются, исчезают или меняют свой смысл и значение. Привносимые извне новые ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым. Это наносит сильное разрушительное действие на устоявшуюся систему локальных культур.
[243]
В свою очередь на процессы быстрой аккультурации влияет то, что многие новые ценности и стереотипы принимаются многими как более приемлемые в новых условиях. На высокую эффективность заимствования влияет и высокая интенсивность контактов с «продуктом» других культур, а также наличие определенных социальных групп, фактически способных стать носителями новых образцов.
Ядром любой культуры являются системы ценностей, поведенческих кодов, значений, играющих одну из определяющих ролей в формировании социокультурной идентичности. Трансформация идентичности является в этом случае одним из центральных показателей трансформирующейся культуры. Непостоянство идентичности становится, действительно, отличительной чертой современности. В свою очередь неопределенность, неустойчивость идентичности можно описать через явление маргинальности.
Маргиналы — отдельные индивиды и группы, находящиеся на «окраинах», за рамками свойственных данному социокультурному образованию структурных элементов и образцов доминирующей культуры. Маргинальная ситуация возникают на границах разнородных форм социокультурных образцов. Размытая идентичность и отсутствие стабильных ценностей становятся источниками неврозов, аномии, изолированности (отсюда стремление к самоутверждению), индивидуальных и групповых форм протеста. В случае закрепления маргинального статуса маргинальность может стать источником новых взглядов, новаций и т. д.
Термин «маргинальность» был введен Э. Парком. Маргинальный человек, согласно Э. Парку, это человек, находящийся на границах двух культур. Стремясь интегрироваться в доминирующую культуру, индивид или общность усваиваею образцы ее социокультурных стандартов. При этом как доминирующая группа может полностью не принимать маргиналов, так не принимает их и группа, от которой они первоначально отделились. Таким образом, маргиналы комбинируют в себе идентичность с обеими культурами, полностью не принадлежа не к одной из них. Отличительной чертой маргинальности является то, что маргиналы способны перенять внешние, лежащие на поверхности формы новой культуры, но в действительности не обладать ими. В современных условиях такими поверхностными чертами отличаются распространяющиеся элементы чужеродных культур. В конечном итоге это может [244] означать, что разрушение прежней системы ценностей не сопровождается адекватным, полным восприятием новых элементов культуры.
Глобализация, все больше охватывающая социокультурные процессы, придает понятию маргинальности новые оттенки. Возрастающие межкультурные контакты носителей разнородного культурного опыта, посредством миграции, развития средств передачи информации и других факторов, приводят к размыванию идентичности, а маргинальный «статус» становится нормой не только на уровне индивидов и социальных групп, но и более широких общностей.
Добавить комментарий