Идея В.С.Соловьева о духовном развитии человека в контексте философии образования

[240]

Страстной мечтой В.С. Соловьёва была мечта об изменении общества. Однако буржуазный прогресс западного капиталистического общества, сориентированный на развитие отдельного индивида, Соловьёв не приветствовал. Он размышлял о таком прогрессе, фундаментом которого выступает цельное знание, а субъектом — цельный человек. В данной статье делается попытка рассмотреть проблему становления цельного общества, духовного человечества — одну из наиболее значимых идей в творчестве Соловьёва — в связи с проблемами образования, взятого в качестве главного института воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества.

Если бы наша жизнь, рассуждает Вл. Соловьёв в работе «Философские начала цельного знания», характеризовалась состоянием всеобщего блаженства, то человек не задавался бы вопросом о цели собственного существования, поскольку в данном случае цель и существование полностью совпадают. Но жизнь полна всякого рода мучений, невзгод, разочарований, и человек, стремясь преодолеть подобное состояние, должен стремиться к какой-нибудь счастливой цели. В противном случае, если нет безусловной цели развития, человечество развиваться не сможет.

Мысль Соловьёва прежде всего связывает стремление человека к цели, сам процесс целеосуществления с понятием абсолюта, являющегося важнейшим для формирования любой образовательной парадигмы. С точки зрения религиозной, абсолют внеположен человеку и служит образцом, совершенным идеалом человеческих устремлений, совершенным критерием истины, добра и красоты, соотносясь с которым человеческое сознание получает надежные нравственные опоры в своем становлении и развитии. Абсолют же секулярного мировидения, заключенный пределами конечного человеческого существа, задает иной ракурс самосознания человека и самоопределения человечества. Это иное мироощущение не опирается в своих жизненных ценностях и ориентациях ни на что внешнее, существующее помимо как отдельного человека, так и человеческого сообщества. Оно основывается на безусловном признании исключительной человеческой феноменальности, самодостаточности. [241] Нетрудно заметить, что поиски абсолютного в себе разрушают основания человеческой нравственности, приводят к крайнему индивидуализму, развивают антиальтруистические устремления и нивелируют взаимовлияния человека и общества. В этих условиях цель человеческого существования смещается на самого человека, не имея строгих константных критериев, теряет четкие и стройные очертания, становится расплывчатой, аморфной и утрачивает свое назначение именно как цель, к которой стремится жизнь. В свою очередь утрата ясно поставленной цели означает для человека и человечества остановку в прогрессивном движении, духовном развитии, а значит и в образовании. С этим, надо полагать, согласился бы и Вл. Соловьёв, утверждая, что человек никогда не может удовлетвориться никакими навсегда данными границами, не желая быть рабом никакой ограниченности.

Однако учение Соловьёва об абсолюте весьма своеобразно, оно далеко не исчерпывается простым отнесением абсолюта в сферу трансцендентного бытия, что задает и определенное видение интересующей нас темы — проблемы духовного развития человечества. По мнению Соловьёва, наряду с Богом абсолютом является и космос, хотя статус его иной, это «абсолютное становящееся» бытие. Человек как раз находится между двумя абсолютными началами бытия, и соответственно, между двумя ценностными пределами — добром и злом. Условием же достижения божественного добра является мировое единство, явленное в жизни человека, особенно в истории человечества. Характерна в этом смысле эволюция взглядов Соловьёва на человека. От понимания его безусловности, имеющей свои корни не только в Боге, но и в себе, к утверждениям о приоритете сверхличной сферы, о ничтожности человека, существующего вне безусловной Истины. И в этом моменте учение Соловьёва созвучно идеям русской религиозной философии о том, что все значимое в нашей культуре и жизни обретает подлинный смысл только через соединение человека с подлинной (абсолютной) реальностью, которая носит духовный характер. В противном случае, не являясь сопричастным миру (природному, социальному, культурному, трансцендентному) человек не достигает собственной полноты и свободы. В этом контексте уместно вспомнить о том, что образование и образ — слова от одного корня. Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, процесс приближения к совершенному Образу. Душа человека постоянно находится в поиске вечного, абсолютного, а Образ Божий выражает это динамическое начало человеческого существа.

Итак, целью человеческого существования, по Вл. Соловьёву, является «образование всецелой общечеловеческой организации в форме цельного творчества, или свободной теургии, цельного знания или свободной теософии и цельного общества, или свободной теократии» 1. Поскольку целью [242] развития человечества является незыблемая полнота и взаимное проникновение материальных и духовных сил, то эта цель человечества именуется особым образом. Для Соловьёва этим термином является церковь. Под термином «церковь» понимается некая всеобщая целостность и всеохватность бытия, или всеединства, но только в таком идеальном состоянии, когда уже преодолеваются все несовершенства жизни, и человек приобщается к идеальному состоянию, когда через внутреннее усвоение и развитие божественного начала происходит постепенное одухотворение человека.

Идеал свободной теократии предполагает, что духовная власть принадлежит в таком обществе церкви, а сила — царю. Церковь — действительная и объективная форма царства Божиего, и государство добровольно ей подчиняется. В.С. Соловьёв, исповедуя принцип соборности, подчеркивает, что одиночное, обособленное существование человека на данной ступени бытия невозможно. Здесь речь идет о человеческом сообществе, объединенном одной целью и одной верой.

Постоянное стремление к цели означает пребывание в постоянном развитии, так как статичность, абсолютный покой исключает всякую цель. Развитие, по мнению Соловьёва, обладает двумя основными качествами: во-первых, оно предполагает сохранение определенности явления во все моменты его развития, и, во-вторых, приносит с собой новое качество, которого не было раньше. Уже с самого начала все эти особенности в нерасчлененном виде должны содержаться в развивающемся, как качества будущего растения в зерне. Поэтому развитие должно быть жизнью, а это развивающееся должно быть организмом или существом.

Таким образом, субъектом духовного развития или преображения является человечество как целое. В.С. Соловьёв показывает постепенное движение человеческого общества в сторону своей целостности, становление его в качестве метаэмпирического и метафизического единства. Этапами истории человечества являются: семья (экономическое развитие), зарождение общего между всеми человеческими индивидуумами (политическое развитие) и духовное общение людей (церковное общение). Соловьёв глубоко верит в конечное торжество общечеловеческого и всечеловеческого идеала. Однако, предвидя возможный прорыв к высшему бытию, он опасался угрозы конца истории. И все же историзм помогает осмыслить процесс духовного преображения человечества (процесс образования) как изменение с сохранением, как развитие, содержащее в себе постановку и осуществление определенной цели, как процесс непрерывного обновления и духовного обогащения. «Высшая, безусловная нравственность, — пишет В.С. Соловьёв в работе «Оправдание добра», — обязывает настоящее поколение передать новому [243] двоякое наследие: во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели. Таково существенное назначение истинного воспитания, которое должно быть зараз и нераздельно традиционным и прогрессивным» 2.

Говоря о становлении совершенного общества, Вл. Соловьёв формулирует идею беспредельного прогресса человечества (сказалось увлечение космизмом, идеями Н.Ф. Федорова). Вечное солнце любви освещает путь не только от человека к человеку, но и ко всему человечеству — к истине, красоте, добру, побеждая извечного людского врага — смерть. Жалость, милосердие, уверенность в разумном смысле своего существования, а также чувство неоплаченного долга перед предками за переданную культуру, сознание ответственности перед будущими поколениями — вот, согласно мысли Соловьёва, основа нравственного поведения.

Не случайно В.С. Соловьёв в развитии своих идей обращается к положительной философии, исходящей из примата нравственного начала, отличая ее от негативной, логической. Ведь непременным условием единства теократического общества является исключительно свободное подчинение членов этого единства целому. Это значит, что законы измерения человека — это нравственность, свобода и творчество. Философская концепция образования также исходит из тезиса о невозможности построения гармонии в условиях отсутствия личного выбора. Личность, являясь единством в многообразии и целостностью, сама из себя полагает свою цель. Самоопределяясь как личность, осуществляя свой свободный выбор, она в то же время не должна быть превращенной в часть, средство или орудие. Не случайно поэтому с конечной задачей истории, охватывающей все человечество в его прошлом, настоящем и будущем, связано у Соловьёва учение о свободе, нравственном статусе и жизненных задачах человека, который должен преодолеть несовершенства жизни и преобразить ее в целях лучшего будущего.

Критикуя отвлеченные начала философии, В.С. Соловьёв выступал против подчинения нравственной философии отвлеченным принципам любого порядка (религиозным или спекулятивно-теоретическим). Предметом этики, по его мнению, являются особые переживания человека. Стыд, жалость, благоговение — вот три элементарных переживания, на которых стоит нравственность. Из них Соловьёв выводит все богатство духовной жизни человека. Специальное рассмотрение данных проблем — особая задача, и потому ограничимся констатацией лишь одного аспекта связи данного круга идей с философским осмыслением проблем образования.
[244]

Размышляя о таких атрибутах человеческого существа, как разум, чувства, воля в их единстве, В.С. Соловьёв в духе своей концепции формирования цельного общества указывает на необходимость усердного приложения сил и способностей человека для приближения заветной общей цели. Пока мир не совершился, человек должен всем своим существом содействовать его совершению. Чтобы осуществилась в нас целостная жизнь, пишет Вл. Соловьёв, мы должны предвосхищать ее в мысли, вдохновляться ею в подъеме творческого воображения и чувства и готовить для нее себя самих и окружающий мир подвигом нашей воли. Следуя логике Соловьёва, здесь можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, в центре образовательной парадигмы должен находиться человек с его интеллектуальными способностями, системой личностных ценностей, нравственных и волевых качеств. Во-вторых, понимание человека предполагает, что все перечисленные качества человека — это лишь возможности личностной гармонии, для ее реализации нужны и определенные условия и громадная внутренняя работа человека (сила духа).

Необходимость создания широкой несекуляризированной концепции образования и воспитания, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека, активизировать энергию его души и сердца, направить ее в русло практической жизни и которая бы апеллировала к живому человеку, в той или иной степени осознавалась многими русскими мыслителями и практическими деятелями. В.С. Соловьёв полагал, что задача образованного класса состоит в том, чтобы приносить действительную и положительную пользу народу, стремясь к тому, чтобы народ был просвещеннее и счастливее.

Примечания
  • [1] Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1988. С.177.
  • [2] Там же. Т.1. С.495.

Добавить комментарий