Дискурсы, жанры и стили в культуре раннего Нового времени

[9]

В контексте европейской истории начало XVII в. отмечено становлением качественно иной социальной, научной и культурной парадигмы. Средневековые и ренессансные принципы окончательно подтверждают свое несоответствие духу времени — времени колоссальных открытий и перемен в человеческой жизни. Необходимость кардинальных изменений оказывается настолько очевидной, что это сказывается в самых разнообразных областях креативной деятельности представителей вида Homo sapiens, непосредственно оправдывающих свое «биологическое» наименование. В самом деле, довольно трудно назвать сферу человеческих интересов, в истории которой XVII век не стал бы эпохой мировоззренческого переворота или хотя бы не породил множество принципиально важных инноваций. В истории культуры такие инновации были связаны в том числе с формированием особого дискурса, становлением иной стилистики и генезисом новых жанров.

Думается, что специфика дискурсивного поля культуры семнадцатого столетия во многом может быть охарактеризована посредством такого понятия, как диалог. Даже если не учитывать диалогичности культуры этого века по отношению к прошлому и начала становления новоевропейской футурологии (то есть своеобразного гипотетического диалога с будущим), то внутренняя полемичность всё равно окажется важнейшей составляющей культуры раннего Нового времени. XVII век ведет диалог внутри себя, пытаясь выработать собственные гносеологические принципы и определить свои эстетические пристрастия. В естествознании соперничают индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта, в физике — волновая теория света Х. Гюйгенса и корпускулярная теория И. Ньютона, в философии — сенсуалистские и рационалистические воззрения, а в художественной культуре этого столетия происходит сложнейшее взаимодействие барокко и классицизма. По всей видимости, именно понятие диалога является основополагающим при определении специфики дискурса XVII века.

Кроме того, в период раннего Нового времени формируется принципиально иная, по сравнению с предшествующими, эстетическая система, напрямую связанная с политическими и социальными процессами, происходившими в современности. При всей нарочитой теоретизированности барокко и в особенности классицизма эти два художественно-эстетических направления возникли во многом благодаря рецепции обыденной социальной практики. Кризис гуманистического мировоззрения и ренессансной теории ценностей, разочарование в социальном прогрессе и справедливости, необходимость обретения новой идеологии и методологии, [10] активный поиск иных художественных форм и принципов, становление абсолютной монархии во многих западноевропейских государствах непосредственно способствуют возникновению как барокко, так и классицизма — первых в истории мировой культуры полноценных художественно-эстетических систем.

Помимо всего вышеизложенного, XVII столетие было ознаменовано серьезными изменениями, происходившими в родовидовой иерархии сферы художественной культуры. С одной стороны, многие традиционные жанры в это время претерпевают существенную трансформацию, обретая иное формальное обличие или же звучание. С другой стороны, XVII век относится к чрезвычайно активным периодам в плане формирования новых жанров. Тем самым, в течение этого столетия, по сути дела, возникает особая жанровая парадигма, основанная на новом дискурсе и новой стилистике. Поэтому изучения культуры как XVII века, так и последующего времени в русле новейших представлений о дискурсивности и метатекстуальности может оказаться весьма полезным и продуктивным начинанием.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий