«Спор о древних и новых», или классицизм против классицизма

[73]

Крупнейшая эстетическая дискуссия конца XVII — начала XVIII вв., в исследовательских работах обычно называемая «Спором о древних и новых», по сути дела, является первым фактом в истории эстетики, когда идеологический «раскол» произошел в пределах одной художественной [74] системы. Формально начавшись 27 января 1687 г. во Франции, на одном из заседаний Французской Академии, «Спор о древних и новых» продолжался в течение тридцати лет, то затихая, то возрождаясь, и постепенно перерос в полемику общеевропейского уровня и значения.

Как известно, главным предметом «Спора» стало отношение к античному художественному наследию. Дотоле сплоченный лагерь классицистов впервые разделился на две большие идеологические группировки — на ортодоксальных классицистов, верных адептов «древних» (т.е. античных) авторов, и «классицистов-ревизионистов», сторонников «новых» (т.е. современных им) авторов и национальной культуры. Первые считали античное искусство безусловным авторитетом, или, если воспользоваться точной формулировкой К.Маркса, «нормой и недосягаемым образцом» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50-ти т. 2-е изд. М., 1958. Т.12. С.737), на который следует всегда ориентироваться в собственном художественном творчестве. Вторые полагали, что античная культура — это пройденный этап, оставшийся в далеком прошлом, а современный человек нуждается в современном (и потому — понятном и близком) ему искусстве.

Подобная схема, как, впрочем, и любая другая, является весьма упрощенной. С одной стороны, ортодоксальные классицисты признавали определенную эстетическую ценность западноевропейского искусства Нового времени, хотя и считали его всего лишь более или менее удачным подражанием античному искусству. С другой стороны, «классицисты-ревизионисты» ни в коем случае не отрицали высоких художественных достижений античной цивилизации, наилучших для того времени. Кроме того, многие деятели французской культуры рубежа XVII — XVIII вв. занимали в «Споре» промежуточную, «центристскую» позицию: они в равной мере ценили и античное, и современное искусство.

Французский «Спор о древних и новых» имел колоссальное прогрессивное значение, явившись первым «внутрисистемным восстанием» классицизма против классицизма; нечто подобное наблюдалось в начале XVIII в. в Англии, а еще столетие спустя — в России. «Классицисты-ревизионисты» стали непосредственными предшественниками просветителей, а весь «Спор» в целом — родоначальником «просветительского классицизма» и эпохи Просвещения. «Положительный опыт» «Спора о древних и новых» в полемике с классицизмом был впоследствии освоен идеологией романтизма; тогда же произошло углубление и расширение идеи прогресса в искусстве, впервые выдвинутой «классицистами-ревизионистами», трансформировавшейся в типично романтическую идею историзма.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий