Сказочный мир как тип метафизичности (опыт постановки проблемы)

(опыт постановки проблемы)

[234]

Под метафизическим обычно подразумевается нечто сущее, находящееся за пределами отчётливого непосредственного ощущения мира и являющееся, в частности, его движителем. Метафизичность, как тип работы сознания, предполагающий наличие в устройстве мира метафизического, имеет начало как в культуре в целом, так и у конкретного человека.

Здесь излагается гипотеза об одном из возможных вариантов становления у конкретного человека метафизичности.

Идея/эйдос того, что за изменениями вещного мира стоят какие-то действенные, но не ощутимые органами восприятия силы, формируется в сценарии поведения человека в период его становления.

Одни люди имеют потребность в метафизичности, другие — нет. Те, кто имеет потребность в метафизичности, в зрелом возрасте удовлетворяют её через первичную и/или вторичную метафизичность, но закладка всякой метафизичности происходит только посредством первичной.

Первичная метафизичность разнообразна: когда человек верит, что выполнение им предписаний-суеверий (иррациональных для него действий) оказывает влияние на его жизнь, имеет место тип первичной метафизичности, не выходящий за рамки суеверного мира; когда человек верит, что движители мира потусторонни (загробный мир, мир духов и др.), имеет место мистика как тип метафизичности; когда ребенок принимает действующие в сказках силы как данность, не подлежащую критическому разбору, имеет место тип первичной метафизичности, укладывающийся в сказочный мир (сказочный мир есть первичная метафизичность в то время, как мир сказки, или, что то же самое, мир сказок, есть полная совокупность изложений всех, в том числе и потенциальных (по К. Леви-Стросу), текстов сказок).

Вторичная метафизичность многообразнее: когда движители мира сводятся к его логос-первоосновам, тогда этот тип метафизичности оказывается философским; когда движители мира cводятся к законам природы, тогда этот тип метафизичности реализуется в теоретической части науки; когда движители мира сводятся к божественному (неважно, языческому или единобожескому), имеет место религиозный тип метафизичности.

Дифференцирующим признаком различения первичной и вторичной метафизичности является рефлексия (в широком смысле слова), присущая вторичной метафизичности. В частности, все первичные метафизичности могут стать вторичными как специальная или профессиональная рефлексия над субстратом первичной метафизичности.

Предлагается следующая гипотеза: до того, как у человека сформируется вторичная метафизичность, он уже непременно имел опыт первичной метафизичности какого-либо типа.
[235]

Сказочный мир здесь квалифицируется как первичная метафизичность среди прочих типов метафизичности. Так, в любой сказке выстраивается некоторая череда происходящего. Однако, в сказках невозможно выстроить каузальную последовательность происходящих событий в рамках исключительно вещного.

Для тех, у кого есть потребность в метафизичности, сказочный мир может принадлежать бытию. Сказки — субстрат сказочного мира. Как целое, он не сводим к сказкам и даже полному набору наличных и потенциальных сказок. Сказку нельзя понять вне фона сказочного мира, который и является для неё особым метафизическим пространством.

Исследователи сказок, не способные «окунуться» в сказочный мир «с головой» (minimum minimorum — действовать в рамках принципа заимствования по В. Лефевру), лишь случайно могут дать продуктивную интерпретацию сказки. Герменевтически целесообразно действовать не только в собственной семантике текста, но, непременно, в метафизичной части парадигматики создателя текста.

Сказочный мир многопланов, многоаспектен. Он и компонент культуры, и компонент антропогенеза и т. д. Он, в частности, — пространство и средство метафизичного взаимодействия конкретных детей с миром в рамках своих умвельтов (по Экскюлю).

Двучастность становления метафизичности. Распространена точка зрения, что метафизичность, квалифицированная здесь как первичная, характерна для первобытного общества (например, «первобытное мышление» по Л. Леви-Брюлю), а вторичная — для цивилизованного.

3. Первобытный человек верит в присутствие неощутимых сил (которые для него предельно реальны) в то время, как вещные для него являются их выражением, воплощением, инструментами и т. д. Таким образом, психическая деятельность первобытного человека двуслойна, а в её содержании доминирует вневещность, то есть метафизичность. Цивилизованные люди, в основном, рефлексивны и, либо двуслойны с доминированием (одни — метафизичности, другие — вещности), либо сбалансировано двуслойны (культивируют соразмерность вещности-метафизичности в содержании своего психического).

Двучастная последовательность становления метафизичности (нерефлексивность(рефлексивность) взаимодействия конкретного человека с миром есть приблизительное свёрнутое повторение становления метафизичности взаимодействия родового человека с миром в антропогенезе (по аналогии с биогенетическим законом Геккеля-Моргана). Таким образом, в онтогенезе этап первичной метафизичности проходит каждый цивилизованный человек, имеющий потребность в метафизическом как таковом.

Практическая ценность предложенного построения состоит, в частности, в том, что те, кто не прошёл этапа первичной метафизичности, либо не имеют потребности в ней, либо формируют её с огромными трудностями [236] и чаще всего приходят к вторичной метафизичности к моменту прекращения социальной и профессиональной активностей.

Образовательно правильное культивирование первичных метафизичностей даст продуктивную структуру вторичных метафизичностей и в культуре в целом, и у отдельного человека.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий