1. Здесь метафизичность рассматривается как тип работы сингулярной психики, предполагающий наличие в устройстве мира метафизического (независимо от того, так это или нет). Под метафизическим подразумевается нечто сущее, находящееся за пределами отчётливого непосредственного ощущения вещного мира и являющееся, в частности, его движителем.
Методологически культурология, среди прочего, есть логос культуры. Логос среди прочего предполагает метафизичность. Это — так, независимо от того, как понимаются и культурология, и метафизичность.
Морально-нравственные интенции и нравственный императив, с одной стороны, а опасения и страхи, с другой, являясь метафизичностью, входят в содержательную часть культурологии (существенные части тотема и табу).
Таким образом, и методологические, и содержательные части культурологии предполагают метафизичность.
На уровне понятийно-категориального аппарата, метафизическое в культурологии представлено (напр., дух), а метафизичность — нет. Метафизичность на уровне ползучего содержательного культурологического описания [201] имеет место (художественное восприятие мира, религиозное восприятие мира,…).
Таким образом, именно метафизичность как сингулярное психическое является одним из предметов культурологии.
2. Применительно к культурологии существенно различение первичной и вторичной метафизичностей.
Дифференцирующим признаком различения первичной и вторичной метафизичности является рефлексия (в широком смысле слова), присущая вторичной метафизичности.
Имплицитно в культурологии присутствует только вторичная метафизичность.
Понять культуру и, тем более, действовать в ней невозможно, не учитывая первичной метафизичности. Так как значительная часть населения живет, пользуясь именно первичной метафизичностью, так и не сформировав вторичную.
Таким образом, метафизичность как один из субпредметов культурологии следует рассматривать, дифференцируя его на первичную и вторичную метафизичности (как сущностно, так и понятийно-категориально).
3. Первичная метафизичность развивается, опираясь на субстраты в культуре. Примерами таких субстратов являются
- субстраты морально-нравственных интенций, каждая из которых будируется в конкретных сказках (культивирование сказок порождает морально-нравственные интенции, а при их синергической генерализации возникает нравственный императив);
- субстраты страхов/опасений, каждый из которых будируется в конкретных предписаниях-суевериях (напр., порождает комплексы);
- субстраты сущностей иррационального мира (образы усопших предков, привидений, домовых,…).
Таким образом, изучение типов метафизичностей следует производить вместе с соответствующими субстратами, бытующими в культуре.
4. Метафизичность имеет начало как в культуре в целом, так и у конкретного человека.
Первичная метафизичность формируется в детстве как человека, так и культуры.
Вторичная метафизичность и в онтогенезе, и в филогенезе взрастает на первичной, вырастает из нее.
Генезис вторичной метафизичности невозможно понять и невозможно наладить эффективный образовательный процесс без изучения законов взрастания вторичной метафизичности на базе первичной.
Таким образом, в рамках культурологии следует изучать законы возрастания вторичной метафизичности на базе первичной.
[202]
5. Все сказанное относится как к теоретику культуры, так и практику.
В отличие от социального философа, которому первичная метафизичность, необходима в её сущности, культурологу следует уметь действовать в этом пространстве на уровне конкретных жанров и стилей: музыка, сказка, живопись, суеверия,….
Все изложенное касается как изучения культуры, так и преподавания культурологии, а в рамках преподавания — как для её дальнейшего изучения, так и для практической деятельности. Далее выделение разделов изучения метафизичности будет равно касаться как исследовательской части культурологии, так и образовательной.
Представляется, что деятельность культуролога, в которой нет достаточно детальной проработки средств культуры, за счет которых формируется и живет первичная метафизичность, спекулятивных инструментов работы с этой метафизичностью, психических механизмов её укоренения, и т.д., инвалидна. Например, морально-нравственные интенции, будирующиеся сказками, составляют «хребет» культуры (и, следовательно, культурологии), и потому культуролог не может заниматься логосом культуры в обход сказочного мира, как первичной метафизичности.
Соответственно, при любом уровне и объеме как подготовки специалистов-культурологов, так и исследованиях в области культурологии императивной остается достаточная проработка первичной метафизичности.
В ознакомительных культурологических штудиях сравнительно небольшого объема представляется необходимым ввести соответствующий интегральный раздел.
При углубленном занятии культурологией соответствующие разделы следует включить в каждый из аспектов рассмотрения культурологии по каждому из субстратов первичной метафизичности. Например, сказочный мир, как первичная метафизичность, представляется распределенным по разным направлениям: в аспекте психологии культуры это раздел становления нравственных интенций средствами описания психических механизмов бытования сказки; в аспекте материальной культуры это раздел, касающийся специфики материальных носителей текстов сказок (включая изобразительную часть); в аспекте художественнной культуры это раздел, в котором рассматривается сказка как устное художественнное творчество и т.д..
Раздел общей культурологии и философии культуры независимо от своего объема должен включать конструирование и изучение понятийно-категориального аппарата описания метафизичности, как первичной, так и вторичной в специфике жанров и стилей бытования культуры.
Представляется, что ориентировочный объем времени в культурологии, отведенный на изучение логоса части культуры, связанной с метафизичностью, следует определить как 2-5% от общего объема времени, затрачиваемого на культурологию в целом, распределяя его на три сопоставимые по затрачиваемому [203] времени части: первичную метафизичность, вторичную метафизичность, возрастание вторичной метафизичности на базе первичной.
При углубленном изучении каждый из субстратов первичной метафизичности, изложенных выше, необходимо рассматривать отдельно, а в образовательном процессе каждый из них рассматривать в соответствующем спецкурсе.
Таким образом, первичная метафизичность как субпредмет культурологии может быть взята в трех аспектах: и как особенность устройства сингулярной психики человека как человека культуры, и как значительная часть бытования любой культуры, и как база формирования вторичной метафизичности.
Добавить комментарий