Вхождение Кыргызстана в новую экономическую культуру как «ответ» на вызовы современности

[89]

В настоящее время наше общество переживает глубокую нестабильность, под которой, как указывает Г.М. Андреева, не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений. Нестабильность проявляется в рассоглассованности этих изменений — по их темпу, по их направленности, по мере их радикальности в разных частях общественного организма (например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медленные преобразования в экономике). В условиях перехода нашего общества к рыночной экономике, демократической организации происходят существенные изменения в социальных отношениях. Эти изменения сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых, ломкой устоявшихся социальных стереотипов, утратой идеалов, сменой ценностных ориентаций, плюрализмом культур и идеологий. Современное общество, в сравнении с недавним прошлым, воспринимается как характеризующееся следующими особенностями: большей сложностью, многоукладностью в экономической, политической и культурной сферах, меньшей предсказуемостью, большим социальным неравенством, нарушением ритма и темпа жизни, отменой одних видов деятельносьти людей и введением других. Изменения в социальных отношениях ведут к изменениям в экономике. Однако, в каждой стране изменения в экономической структуре общества принимают специфическую форму, сочетаясь с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом.

В Кыргызстане мы сейчас наблюдаем не только трансформацию экономики, а перемену самого типа культуры и экономического мышления. После получения независимости политика в Кыргызстане была направлена на создание необходимых условий для функционирования рыночной экономики. Начиная с 1991 года осуществлялись либерализация цен и внешнеэкномической деятельности, приватизация государственной собственности, реорганизация денежно-кредитной системы, преобразования в сельском хозяйстве. На смену директивной экономической культуре приходит демократическая, усиливается автономность экономической [90] культуры, уменьшается ее зависимость от политики и идеологии государства, расширяется диапазон экономической активности. Новая культура способствует становлению новых ценностей, принципов и норм поведения. Так, все большее развитие в настоящее время получает принцип индивидуализма, в обществе утверждается центральная роль индивида вместо роли племени, группы, нации. Человек освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несет личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи; над всей социальной жизнью начинает доминировать экономическая активность, экономические цели и экономические критерии. Любые же изменения в обществе, противоречия в социальной среде, по мысли Л.С. Выготского, интериоризируются и влияют на «картину мира» человека и составляющие ее элементы, порождают у него определенные эмоциональные отклики. Как показывают проведенные исследования, настоящий период времени переживается многими группами населения достаточно тяжело и болезненно. И дело здесь не только в объективных причинах — изменениях в социальной структуре и отношениях, но и в субъективном восприятии населением происходящих перемен в обществе, экономических процессов и явлений.

Таким образом, сложности и трудности вхождения Кыргызстана в новую систему экономических отношений во многом обусловлены социально-психологическими факторами. Поэтому кризисы, с которыми сталкиваются государства, в том числе и Кыргызстан, носят не только экономический и политический, но и глубокий психологический характер.

Известно, что каждый этнос оценивает и воспринимает любые изменения в социальной среде сквозь призму своих традиций и ценностей своей собственной этнической группы. Поэтому перед Кыргызстаном особенно остро встает проблема того, как сочетать национальную психологию с новым типом экономических отношений, как соотнести новые ценности, формирующиеся под влиянием новой культуры, с традиционным менталитетом кыргызского этноса и как при вхождении в новую культуру сохранить свою самобытность.

Развитие любого этноса в условиях экономической трансформации может происходить по нескольким путям. Первый путь (ассимиляция) предполагает растворение культуры одного этноса в культуре другого, сопровождающееся полным преобразованием ментальности населения с практически полным исчезновением в ней основных черт менталитета. Второй путь [91] может быть назван «сегрегацией», когда этнос нацелен на раздельное развитие своей группы. При этом наблюдается противодействие менталитета этноса осуществляемому курсу общественных преобразований, что может привести к социальному взрыву и полной дискредитации рыночных реформ. Третий путь — интеграция — ведет к постепенной гармонизация общественных преобразований и менталитета; изменениям в менталитете, соответствующим объективным общественным потребностям, но не противоречащим его основным чертам.

Очевидно, что для кыргызского общества наиболее благоприятным является третий путь развития, который мы и наблюдаем сегодня. В ментальности населения все более широкое распространение получают черты модернизированного кыргызского менталитета, что способствует становлению новых экономических отношений в государстве и сохранению кыргызского этноса. Как отмечают западные исследователи (Я. Ким, Л. Оберг), вхождение индивида и общества в новую культуру проходит ряд стадий.

Первая стадия — «встреча с новой культурой» — обычно вызывает «культурный шок». Его содержание раскрывается в таких понятиях, как удивление по поводу необычных и непривычных норм и стандартов поведения, чувство дискомфорта от различий между «своей» и «чужой» культурой и отсюда чувство потрянности в новом, непонятном мире, неуверенность в себе, раздражительность, отрицательное отношение к новой ситуации. В разных ситуациях люди с различной степенью остроты переживают культурный шок. Это зависит как от дистанции, котрая существует между двумя культурами, так и от индивидуальных особенностей каждого человека.

На второй стадии — стадии адаптации — происхоит принятие новых ценностей, стереотипов и моделей поведения. Адаптация к новой экономической культуре зависит от сочетания ряда факторов. Во-первых, это факторы объективного порядка, к которым можно отнести виды технологий и экономического устройства общества, правовую систему, регулирующую экономические отношения, различные экономические институты. Однако, создание объективных предпосылок для осуществления необходимых преобразований в стране еще не гарантирует перехода старой экономической культуры в новую и не сразу приводят к изменениям в экономическом сознании народа. Переход к новому типу экономического мышления затруднен тем, что экономические стереотипы, десятилетиями формировавшиеся административной системой, приобретают силу подсознательных рефлексов; привычные способы поведения становятся частью [92] менталитета народа. Поэтому вхождение Кыргызстана в новую экономическую культуру затруднено не столько объективными факторами (такими, как, например, отсутствие эффективной нормативно-правовой системы, регулирующей экономические отношения), сколько субъективными сложностями. Субъективные факторы включают в себя «невидимые» регуляторы, играющие, однако, первостепенную роль в формировании экономического развития любой страны — культура (в том числе и экономическая), этнические стереотипы поведения, менталитет народа. Именно анализ субъективных факторов позволяет понять природу трудностей, встающих перед массовым сознанием в период перехода от одного типа общества к другому. С какими же трудностями сталкивается в настоящее время массовое и индивидуальное сознание?

В современных рыночных отношениях особено выраженным становится противоречие между традиционным экономическим мышлением и требованиями, предявляемыми новой экономической культурой. Сознание нового экономического человека адаптируется к требованиям современных реалий, новым ценностя ипринципам общественых отношений, которые часто не соответствуют традиционному кыргызскому менталитету. В такой ситуации формируетия новый тип личности, которой присущи следующие черты:

  • открытость экспериментам, инновациям и изменениям,
  • готовность к плюрализму мнений,
  • принятие на себя ответственности за все стороны жизни,
  • творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне.

Таким образом, в настоящее время в развитии общества можно выделить две тенденции. Первая тенденция заключается в том, чтоформируется новая экономическая культура, которая несет новые ценности, стереотипы и принципы поведения. Суть второй тенденции состоит в том, что как «ответ» на новые условия в нашем обществе формируется новая личность как предпосылка усиления роста и распространения предпринимательства.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий