В исследовании экономической жизни как сферы социального бытия используются разные методологические подходы. В стадиально-технологическом за основу берется уровень развития техники и технологий. В таком случае субъект труда рассматривается как технологический человек, ценятся его способности продуктивно обслуживать создаваемую технику — технические знания, производственные навыки. Стадиально-формационный анализ включает эти элементы в структуру производительных сил, акцентируются социальные связи субъектов труда — отношение к собственности, роль в распределении и обмене произведенного продукта (в совокупности эти отношения определяются как производственные). Экономический субъект выступает в его социальных ролях: как собственник, деловой партнер, потребитель (как социально-экономический человек). Цивилизационный подход рассматривает социальное бытие в совокупности признаков: материального уровня (включая технико-технологический), способов социальной организации жизни и духовного состояния общества. Субъект социального действия предстает как целостный человек (с его экономическими, социальными и духовно-культурными интересами и связями). Таким образом, экономическая жизнь в каждом из вариантов предстает с разных сторон и отношений. Цивилизационный интегрирует эти отношения по принципу взаимодополнения. Социально-культурное преломляется в экономической жизни через нормы трудовой морали, политическое влияние, правовое регулирование, философское основание мировоззренческих парадигм экономического поведения, ментальные, этно-национальные признаки. Экономическая жизнь в таком случае выступает не только самостоятельной подструктурой социального бытия, но и носителем ценностей социальной, культурной и этнонациональной сфер. Экономическая жизнь — подструктура социального бытия, обеспечивающая взаимодействия экономических субъектов с материальными факторами труда распределение и обмен произведенных продуктов с помощью определенных социально-экономических технологий, выработанных обществом и принятых субъектами. Способом внутренней взаимосвязи элементов экономической жизни техники и технологий, социального смысла экономических отношений, духовно-культурного содержания труда — можно считать особый социальный механизм, который мы определяем как социально-культурную модель экономической жизни (СКМ). СКМ — целостное социально-культурное образование, представляющее способ связи технологических и социально-культурных элементов экономической жизни посредством исторически выработанных и принятых экономическими субъектами ценностей, норм, традиций конкретной социальной и культурной среды.
[247]
Социально-культурная модель — абстракция, обобщающая множество конкретных исторических и этнонациональных моделей экономической жизни. Ее содержание определяется совокупностью базовых интегрирующих признаков:
- инновационность (консервативность — проявляется на технологическом уровне);
- открытость (закрытость — на социальном уровне);
- преемственность (изменчивость — на духовно-культурном уровне).
Каждый из них реализуется через совокупность определенных ценностей и предпочтений: традиционные либо динамичные современные технологии; коллективизм или индивидуализм; рыночная свободная либо управляемая авторитарными методами экономика; культурный изоляционизм либо склонность к заимствованию, переработке черного культурного опыта и т. д. СКМ выполняет несколько функций:
- теоретико-познавательную (как средство исследования механизма внедрений взаимосвязи элементов экономической жизни);
- онтологическую (как конкретно-исторический либо этно-национальный тип экономической жизни);
- аксиологическую (как образец, критерий оценки эффективности моделей экономической жизни).
В своем «идеальном варианте» модель должна характеризоваться совокупностью признаков:
- экономически стимулировать решение экономических задач, обеспечивать экономическое превосходство;
- коммуникативный — поддерживать психологически комфортное взаимодействие субъектов труда, справедливое социальное партнерство и согласие в обществе;
- смысложизненный — социально стимулировать мотивы деятельности, которые позволяют человеку полноценно реализовывать в труде свои способности, интересы, преодолеть «частичность и неполноту»;
- гуманистический — формулирует правила и цели экономической деятельности, ориентированные на связь настоящего и будущего («жить не за счет будущих поколений»).
Добавить комментарий