Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы

[238]

Предметом данной работы является экономическое поведение. Для его представления можно воспользоваться классическим социологическим видением экономического поведения.

Экономическое поведение — это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.

Дополним это определение определением Н. Кондратьева, которое уже в своих формулировках содержит многозначные, нелинейные трактовки социального поведения, реализуемого в различных секторах экономики. [239] В них заложена вероятностная версия экономических действий: «Лица, выступающие на рынке… к конкретном своем виде обнаруживают, несомненно, всегда величайшее многообразие, какое только можно наблюдать среди людей развитого общества… но, отмечая разнообразие отдельных хозяйствующих лиц… нельзя забывать и обратной стороны вопроса. Все эти люди формируются в определенных и в основном сходных социально-экономических условиях… и поскольку в основном есть сходство и близость в объективных социально-экономических условиях их жизни, не может не быть единообразия и в самих людях, и в их поведении».

Целью данной работы и является выделение определенных общих черт, которые присущи экономической деятельности, в общем, и в нашей республике в частности. Можно выделить следующие классические виды экономического поведения, реализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла; дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное и потребительское. (Данная схема весьма условна, так как эти виды экономического поведения не проявляются в чистом виде.) Дистрибутивное (распределительное) поведение. Этот вид экономического поведения вытекает из понимания рынка как процесса перераспределения огромной массы экономических ресурсов. Фактически дистрибутивные модели экономического поведения — поведенческие элементы многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними. Дистрибутивное (распределительное) поведение отражает в своих основных компонентах функционально-нормативные предписания института собственности и, конституционно закрепленных правовых режимов, которые задают принципы и рамки его реализации. Дистрибутивное поведение обеспечивает соединение различных субъектов с экономическими ресурсами, определяет норму и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому.

Производственное поведение. Производственное поведение связано прежде всего с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке. Весьма усложняется процесс рассмотрения производственного поведения и «заложенных» в нем (рационально и грандиозно) принципов максимизации при выделении двух важнейших аспектов его реализации. [240] Первый аспект касается объединения человеческих ресурсов проявляется в функционировании институциональных механизмов их интеграции. Эта проблематика рассматривается социологией организаций.

Второй аспект касается специфики профессиональных действий множества людей, включенных но различным причинам в производственный процесс и реализующих множество программ и моделей трудового поведения. Трудовое поведение — это специализированная профессиональная активность, связанная преимущественно с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), преобразующихся, трансформирующихся в конечные или промежуточные продукты. Однако, реализуя эти функции, значительное большинство занятых имеют весьма смутное, а часто вообще не имеют никакого представления о том, кто, каким образом, какими средствами и в какой степени обеспечивает целостность и конечную эффективность (прибыльность) производственного процесса. Следовательно, их ареал экономических интересов в основном концентрируется вокруг функций, заданных тем рабочим местом, которые они занимают.

Обменное поведение. Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

Экономический обмен — это массовый, вероятностный процесс, в котором действуют множество продавцов и покупателей, что способствует (или создает предпосылки) выравниванию шансов сторон в процессе реализации ими своих преимуществ. Ценовые условия одних продавцов могут заменяться ценовыми условиями других, более выгодных покупателю. Можно выделить множество цепочек и схем социального обмена, а также разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех действиях, при которых обмен задается определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других.
[241]

Потребительское поведение. Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека. Фаза потребления характерна для большинства субъектов экономического поведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд.

Функционально непосредственный процесс потребления обусловлен сложившейся на определенном этапе общественного развития структурой человеческих потребностей и стандартов потребления, которая синхронна системам благ, предоставляемых обществом.

Непосредственный процесс потребления — сторона потребительского поведения. Он является результирующим элементом всех других экономических и неэкономических действий, которые делают возможным сам процесс воспроизводства и жизнеобеспечения домашних хозяйств. Естественно, что структура и качество жизнеобеспечения могут быть весьма различны. Они имеют два пограничных уровня: первый находится на границе физиологического минимума, за которым начинается деградация, второй — в зоне престижного (демонстративного) потребления, превышая разумные рациональные нормы и стандарты.

Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают.

Естественно, что структура потребительского поведения неотделима от конкретных социокультурных матриц, которые определяют доминанты и приоритеты потребительского поведения, их функциональные и ритуально-символические характеристики. Этот аспект приобретаема и усваивается традиционно-опытным путем. Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им структуры потребления являются в большей степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных действий.

Промесс потребления включает в себя некий каркас, который делает возможным и целесообразным весь процесс потребления, в том числе и те рациональные схемы поведения, которые реализуются внутри его. Это связано с тем, что сам по себе процесс потребления (в его рациональной части) не существует как автономный феномен, но всегда детерминируется набором инструментальных и терминальных ценностей, которые доминируют. В конкретной социальной среде и в конечном счете служат [242] ориентиром потребительского выбора. Естественно, что эти стандарты и ориентиры могут быть различными, что указывает на многообразие культурных форм потребления.

Рациональность моделей потребительского поведения определяется и тем, что они должны обеспечить защиту и воспроизводство определенной системы ценностей, на основе которых функционируют конкретные потребительские ячейки. Речь идет о системе традиций и образцов поведения, которые репрезентируют социальную матрицу домашних хозяйств, делая ее конкретной и относительно самостоятельной культурной единицей. Последняя, базируясь на определенных ценностях и предпочтениях, сохраняет и транслирует конкретные модели потребительского выбора, передаваемые другим поколениям.

Ценностно-нормативное пространство, культурные особенности, состояние общества. Эта группа факторов характерна тем, что все факторы, входящие в нее, имеют отношение к человеческому обществу, в котором функционирует экономическая система. Она отражает человеческое, общественное и культурное измерение экономических явлений.

О важности данной категории можно судить по тому, какое значение отдавал М. Вебер протестантской этике о развитии капитализма (так называемому «духу капитализма»). Вебер говорит о том, что именно в XVII в., происходит духовная революция. Все перевернулось. Спекуляция на бирже и изматывающая работа на шахте в одинаковой мере именовались отныне профессиональным долгом человека. Люди перестали вкалывать, они начали служить Богу, выполнять свое призвание. Само слово «профессия», впервые появившееся в лютеровском переводе Библии, наполнилось новым смыслом: «зов Бога». Своим трудом человек заявлял не о своих успехах, а о славе Божьей.

Другую важную сторону нормативного пространства, влияющего на экономическую деятельность, раскрывает Г.Г. Дилигенский. Он выделяет такую категорию, как стандарт удовлетворения потребностей, и указывает, что совпадение объективной и субъективно-психологической неудовлетворенности (или удовлетворенности) потребностей — далеко не постоянное и не повсеместное явление. Во многих обществах люди из трудящихся классов веками влачили нищенское и полуголодное существование, воспринимая его как неизбежное. В других обществах острое недовольство уровнем своего дохода проявляли группы, которым не угрожали ни голод, ни дефицит одежды или жилья. Во всех этих случаях [243] действуют не объективные физиологические или экономические, но социально-психологические факторы.

В психологическом смысле неудовлетворенность потребностей физического существования отнюдь не равнозначна неудовлетворенности физиологических нужд организма. Объем и состав благ и условий, образующих предмет этих потребностей, у человека обусловлен исторически и социально. Современный человек, которому недоступны чай или сахар, является и чувствует себя лишенным необходимого. Между тем наши не столь уж далекие предки даже не знали о существовании этих продуктов. Американец, у которого нет автомобиля, — несомненно, по меркам, своего общества очень бедный человек, чего нельзя сказать о не имеющих машины жителях нашей страны.

Формирование эталона ожидаемого жизненного уровня — частный случай конструирования социальных представлений и определяется, таким образом, когнитивными факторами. Субъективная неудовлетворенность выражает не абсолютную, но относительную лишенность, т.е. результат сравнения собственного положения с образцовой, «нормальной» ситуацией. Обычно за образец принимается ситуация определенной референтной группы. Социологические данные показывают, что среди этих факторов решающая роль принадлежит, во-первых, когнитивному горизонту социального субъекта, конкретности его представлений об уровне жизни социально близких ему, «соседних» групп. Во-вторых, весьма сильным когнитивным фактором является выражаемая в социальных ожиданиях опенка возможностей достижения более высокого жизненною уровня. Как показывает история западных стран, потребительские ожидания людей в периоды экономических кризисов постепенно снижались, а по мере экономического подъема требования, наоборот, постепенно возрастали.

Во многом социальные стандарты потребления формируют культурные традиции, привычки, социальные нормы, коренящиеся в истории данного общества, в природных условиях, в которых оно существует. Громадное воздействие на потребительские стандарты оказывает уровень технического и экономического развития общества, объем национального дохода и характер его распределения между различными социальными группами.

Таким образом, из проведенного анализа видна довольно значимая роль ценностно-нормативной составляющей как двигателя общественного и экономического развития. Опираясь на очевидно важное значение [244] этой группы факторов, и была составлена практическая часть проведенного исследования. В охарактеризованной выше группе факторов возможным представляется выделение следующих подгрупп: нормы и ценности, влияющие напрямую на экономическое поведение; культурные особенности; состояние общества.

Большую значимость среди выделяемых факторов занимают также естественные и исторически сложившиеся образцы поведения, укорененные в человеческой психике. Данная группа включает в себя те образцы поведения, которые носят универсальный характер и выработаны в процессе исторической эволюции либо являются природными проявлениями человеческой психики. Таким образом, они представляют собой принципы, которые ложатся в основу фундаментальных правил экономического поведения, соблюдаемых люди часто неосознанно. Можно выделить следующие образцы, отвечающие этим критериям: принцип удовольствия (потребительство); труд как деятельность, направленная на самореализацию; присвоение; универсальные принципы обмена. Хотелось бы отметить, что перечисленные категории соответствуют классическим видам экономического поведения, которые были описаны ранее, таким образом, очевидно выделение этих категорий как факторов экономической деятельности.

Таким образом, в качестве итога можно отметить, что одной из особенностей экономической сферы является то, что для нее характерны ограничения, носящие внешний характер (ограниченность ресурсов, географическое положение — для всей экономики страны), но также и размеры рынка, таможенные барьеры, законодательство и пр. С другой стороны, большое влияние оказывают и культурные особенности, состояние общественных норм и установок для восприятия той или иной экономической модели. Экономическая сфера формируется на пересечении влияния внешних и внутренних общественных факторов, при этом она тоже оказывает определенное влияние на эти факторы и эти факторы тоже влияют друг на друга. Значит, для улучшения экономического состояния общества необходимо изменение целого ряда разнообразных факторов, а экономическая система должна быть «подстроена» под те факторы, которые плохо поддаются изменениям. При существующем же экономическом положении и необходимости его преобразования нормативная и ценностная составляющие общественной жизни имеют особо важное значение. Деятельность большинства представителей общества, которая ведется с учетом имеющихся у них убеждений, должна не [245] препятствовать, а способствовать выходу страны из экономического кризиса. А для этого необходимо утверждение соответствующих эффективных психологических установок. Они, с одной стороны, должны давать толчок общественному и экономическому развитию, а с другой, — не должны ущемлять личных интересов членов общества.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий