Одной из основных характеристик современной эпохи, рассматриваемой многими исследователями, является тенденция к глобализации. Такие принципы, как индивидуализм (утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации), экономизм (доминирование над всей социальной жизнью экономической активности, экономических целей и экономических критериев), рациональность, проявляются в различных областях — экономике, в социальной структуре, политике, культуре и повседневной жизни. Так, в экономике, являющейся центральной для всей социальной системы, наблюдается:
- распространение технологических новаций;
- возникновение свободного рынка труда;
- высокая скорость и размах экономического роста;
- переход от сельскохозяйственного производства к индустриальному;
- концентрация экономического производства в городах 1.
Как справедливо отмечает Данилл Широт, «ни одна страна не является самодостаточным островом» 2. В связи с усиливающейся тенденцией к глобализации, общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах — политическом, экономическом, культурном. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействие культур других народов. В ходе культурного диалога, взаимообмена культурными традициями и опытом, в каждой стране формируется новый тип культуры, которой присущи как общемировые, так и этноспецифические черты. Наша страна — не исключение. Будучи включенным в процессы модернизации и глобализации, Кыргызстан сталкивается с новым укладом жизни, новыми принципами, ценностями, стереотипами поведения. Поэтому вхождение Кыргызстана в новую экономическую культуру означает не просто смену типа экономического мышления и привычных способов хозяйствования: «в становящемся новом типе общества его нормы — плюрализм мнений, [249] допустимость различных вариантов экономических решений, права человека — обозначают поистине новый образ общества» 3. Переход к новой экономической культуре означает встречу с новой культурой, что не всегда безболезненно проходит для обыденного человека. В современных рыночных отношениях особенно выраженным становится противоречие между традиционным экономическим мышлением и требованиями, предъявляемыми новой экономической культурой. Сознание нового экономического человека адаптируется к требованиям современных реалий, новым ценностям и принципам общественных отношений, которые часто не соответствуют традиционному киргизскому менталитету. В такой ситуации формируется новый тип личности, которой присущи следующие черты:
- открытость экспериментам, инновациям и изменениям,
- готовность к плюрализму мнений,
- принятие на себя ответственности за все стороны жизни,
- творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне.
В связи с этим все более очевидным становится тот факт, что прямой перенос моделей развития одной страны на другую невозможен: опыт зарубежных стран (на который в настоящее время ориентируется Кыргызстан) не может быть использован нашей страной без учета национальных особенностей, психологии народа, проживающего в Кыргызстане, а также исторических условий развития. Процессы модернизации, протекающие в нашей стране, приобретают свои специфические особенности, свой темп и характер, сочетаясь с культурой страны и менталитетом народа, а потому и развитие рыночных отношений в республике протекает по особому, характерному только для нашей страны, пути.
Одним из направлений, исследующих экономику в ее национальном проявлении, является историческая школа, или теория национальной экономики, сформировавшаяся в XIX веке в Германии. Основными аналитическими предпосылками исследований, посвященных взаимосвязи экономического развития и особенностям культуры страны, стали:
- рассмотрение экономики как динамической системы;
- особое внимание к человеческому фактору;
- изучение различий в формировании экономических институтов, и в особенности масштабов государственного участия в экономической жизни.
[250]
Наиболее яркими представителями данной школы являются Густав фон Шмоллер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер. Так, задачей своего исследования Шмоллер (1838–1917) считал разработку генетического подхода, который позволяет найти комплексное объяснение экономических структур и механизмов функционирования хозяйства. Этот замысел диктовал самое внимательное отношение к различиям в национальной экономике, географии, этническим особенностям, использования данных психологии, биологии. В своем труде «Основы общего учения о национальном хозяйстве» Шмоллер анализирует психологические, этнические и правовые факторы, определяющие поведение людей, затем описывается развитие экономики, раскрывается содержание таких социальных институтов, как семья, группа, класс, общество и взаимодействие между ними.
Вернер Зомбарт (1863–1941) сосредотачивается на теме национальной психологии. Его заслуженно считают основателем истории народного хозяйства как эмпирической основы экономического учения конца XIX — начала XX веков (наиболее известные работы, переведенные на русский язык — «Буржуа» (1924); «Современный капитализм» (1929); «История экономического развития Германии» (1914); «Евреи и хозяйственная жизнь» (1914); «История хозяйства» (1923)). По Зомбарту, теория капитализма имеети в качестве путеводителя развитие духа, изменения, накапливающиеся в духовной жизни общества. На каждой новой ступени истории происходит воспроизведение фрагментов прошлого, а потому задча исследователя, по Зомбарту, заключается в их тщательном отборе и оценке. Экономические интересы и стимулы индивида или группы сливаются с социальными, в силу общественного характера производства и распределения. Религиозные черты, воздействующие на экономическую психологию, Зомбарт считал неизменными, они служат основой для понимания капиталистического духа. Более глубокое исследование этой взаимосвязи было предпринято М. Вебером. Его заслуга заключается в том, что он не только описал роль религии и духовных основ общества в формировании экономических отношений в стране, но и выделил ряд черт и характеристик личности, которые способствуют усилению экономического роста, распространению предпринимательства и накоплению капитала.
Таким образом, в данных трудах были заложены идеи о зависимости экономических процессов от национальных и психологических особенностях того или иного общества, а также об отсутствии уникальных, [251] проверенных опытом правил экономики и их применимости к разным странам и временам. И сегодня многие реформаторы начинают склоняться к тому, что у каждой страны свой уникальный путь развития. Однако, это не означает, что то или иное общество должно развиваться изолированно, не взаимодействуя с другими культурами. Напротив, опыт некоторых стран (например, Японии и Южной Кореи) показывает, что ориентация на передовые технологии и использование достижений запада не обязательно ведет к утрате национальной самобытности и потере некоторых традиционых ценностей. На самом деле любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элементов, причем традиции не обязательно препятствуют модернизации, а могут в чем-то и способствовать ей.
Добавить комментарий