Метаморфозы языков повседневности

[63]

В определении истоков и причин возникновения человека разумного — труд для удовлетворения первичных потребностей или общение с себе подобными — вызывает особый интерес второе. Культура вырабатывается как ответ необходимость коммуникации. К. Ясперс говорил: что не дано в коммуникации, то не существует.

Многообразие языков культур также экологично, как и многообразие видов животных. Жизнеспособность культуры зависит от прочности и органичности семиотических связей, рожденных ею: менталитет, традиции, стереотипы поведения — все образует ее неповторимую индивидуальность или [64] как принято говорить, код. Код подразумевает некую тайну. Тайну можно раскрыть, а код вычислить, просчитать. Возможно ли применение детерминизма к явлениям культуры? К традиционным формам с простыми устойчивыми связями возможно. Однако современной культуре, названной А. Молем мозаичной, с ее многоликостью, спонтанностью, хаотичностью больше применимы принципы синергетики.

Пищу для размышлений на эту тему дают множество любопытных примеров прививок одной культуры другой. В некоторых арабских странах девушки носят чадру одновременно с миниюбкой. На суперсовременных японских предприятиях есть служба по подбору невест для сотрудников, желающих вступить в брак. Штатные детективы собирают информацию о финансовом состоянии и физических недостатках претенденток.

Неглубокое, поверхностное заимствование из чужой культуры называют псевдоморфоз. А. Тойнби считал принятие Россией западной цивилизации именно таким поверхностным явлением, не затронувшим внутреннего ядра культуры. Тем не менее заимствования неизбежны, с парадоксальными изменениями стиля, образа жизни, ритуалов при пересадке на новую почву.

Горизонтальное измерение культуры, т.е. те ее смыслы, которые вплетены в ткань обыденной жизни стали предметом серьезных исследований в гуманитарных науках. Семантика архитектурных форм, одежды, продуктов питания, интерьеров — то, что называют повседневностью, ее место в историческом процессе раскрывается в известной фундаментальной работе Ф. Броделя. Первый том его исследования так и называется: «Структуры повседневности». Философско-культурологический анализ мира вещей дан также в книге Ж. Бодрийяра «Система вещей».

Исследования повседневности позволяют за фактом культуры увидеть ее смысл, в формах обыденности прочитать и расшифровать следы коллективного бессознательного, раскрыть архетипические корни менталитета. Это касается не только традиционных культур, имеющих тысячелетнюю историю. Требуют внимания и пристального изучения метаморфозы языков современной культуры, семиотический смысл вещей и отношений, рожденных эпохой пост-индустриального развития и массовых коммуникаций. Остроумным исследованием являются заметки американского культуролога А. Гениса «Американская азбука», посвященные трансформации смыслов привычных вещей, перенесенных в Новый Свет в постсовременную эпоху в сравнении с их «классическим» бытием в Старом Свете.

Новый Свет как социокультурное явление рождался и развивался вместе с просветительскими идеями. Многое из того, что мы теперь именуем как ценности Просвещения или модерна трансформировалось в особые элементы быта, образа жизни, формы развлечений, общения, передвижения.

Применяя философию к структурам повседневности, А. Генис строит любопытные наблюдения относительно семантики многих привычных явлений [65] обыденной жизни, делая интересные, хотя и спорные выводы. Приведем несколько примеров. Традиционное понятие «дом», сохраняя смысл «крепости», ныне, в постсовременном пространстве обретает значение «игры» или «хобби» для благополучной семьи. Эту «игрушку» с легкостью меняют в случае изменения обстоятельств, семейных или финансовых. Как это не похоже на сакрализацию Дома на освоенной земле, восходящую к первым переселенцам и ставшую краеугольным камнем американского мифа!

Если Ле Корбюзье когда-то мечтал преобразовать общество с помощью архитектурных комплексов, где сливаются город и природа, то теперь в сознании западного человека город перестает быть ценностью. Его место заменяют многочисленные уютные, а главное, не связанные друг с другом поселения: идиллия на природе.

Вещь, предметный мир также изменили формы своего бытия в человеческой жизни. По мнению Гениса, из жизни вещей уходит понятие ремонт. Как категория Просвещения, оно существует в линейном времени, в эпоху механицизма и вызвано экономической необходимостью индустриального общества. Однако постиндустриальное общество считает более целесообразным вещь не ремонтировать, а выкидывать и перерабатывать. Понятие recycling связано с мифологическим временем и напоминает о вечном возрождении природы. Вещь уничтожается, превращается во вторичное сырье и возрождается для новой жизни.

Recycling, т.о. укладывается в теологию постмодерна с его мечтой уйти от прогресса в мир вечного возвращения.

Новую семантику обретают в пост-современном Новом Свете такие понятия как магазин, аптека, почта и др. Мы живем в перевернутом мире. Телевидение, реклама карнавально перепутали верх и низ: стало не принято говорить публично о религии и нравственности, а туалетная бумага и дезодоранты являются темой всенародного обсуждения.

Другой феномен постсовременного быта, т.наз молл, то есть множество маленьких лавочек, кинотеатров, ресторанов и даже церквей под одной крышей (причем только с пешеходным движением). Если универмаг — дитя промышленного серийного производства и общества массового потребления, то молл строго следует заповедям постмодерна: фрагмент вместо целого, разное против универсального. Вместо серийности — отпечаток личности производителя.

Рубеж тысячелетий рождает новый язык повседневности, новые ценности быта, которые являются отражением бытия. Так называемое горизонтальное измерение культуры, состоящее из мозаики вещей, мелочей обихода, особенностей образа жизни — выстраивает своеобразие лица культуры. Западная культура сегодня находится в положении неопределенности. Говоря языком синергетики, система — в состоянии неравновесности, в поисках оптимального аттракторного состояния. Невозможно предугадать характер этого будущего аттрактора. Но несомненно, что мир повседневности во всех ее проявлениях, [66] т.е. субъективные усилия всех людей создают равнодействующую, которая выстраивает наше будущее.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий