Особенности детского мировосприятия и творчества интересуют многих исследователей. Отдельные стороны этого феномена удачно определил Г.С. Батищев. Дети, по его мнению, обладают уникальной способностью «озадачиваться», «удивляться миру», видеть последний «как бы впервые». Особую потребность они испытывают в общении. При этом детское общение, на что обращает особое внимание ученый, — это общение не прикладное, а общение, имеющее своей целью опять-таки общение.
В этом контексте представляют интерес и экспериментальные исследования эстетического потенциала детей. Они показали, что дети в возрасте от 6 до 10 лет обладают хорошими задатками к художественно-эстетическому творчеству. Результаты выполненных специальных заданий свидетельствуют о том, что по исследуемому качеству они оказались ближе к профессиональным художникам, чем подростки и взрослые, не связанные с искусством.
Действительно, удивительна способность детей создавать богатый воображаемый мир, перевоплощаться и становиться его участником (например, игровая деятельность), сливаться в процессе художественно-эстетического восприятия с изображаемыми в художественном произведении событиями и героями. Поражает и их развитое чувство эмпатии. Все это мы обнаруживаем, например, в восприятии ими сказки. Как известно, дети, не раз уже слушавшие понравившуюся им сказку, просят прочитать им ее еще раз и с удовольствием воспринимают почти наизусть известный им текст произведения, нередко прерывая процесс чтения подсказками. Интерес ребенка здесь связан не с его стремлением обнаружить в произведении для себя что-то новое (его информационная сторона ему известна), а с желанием еще и еще раз эстетически пережить воспроизведенные в нем события. Иными словами, интерес к художественно-эстетическому общению заложен в самом общении.
Поражает и потребность детей в самоактуализации. Нельзя не согласиться, что интерес ребенка, например, к рисованию определяется не только (и даже не столько) тем, что в рисунке можно воспроизвести видимый мир. Его привлекает процесс рисования прежде всего потому, что он может стать для него средством самовыражения. Сам процесс творчества в этом случае для ребенка может оказаться важнее и интереснее результата. Начинающим юным художником движет, вероятно, не столько стремление запечатлеть на картине, скажем, залитый ярким солнцем пейзаж, сколько желание выразить в ней свое эмоциональное состояние, настроение. Его эмоции порой бывают настолько сильны, а желание передать их в рисунке в такой мере неудержимо, что насыщенность цветного карандаша (чаще красного) для него оказывается [19] недостаточно интенсивной, и он, стремясь максимально усилить яркость цвета, делая это почти непроизвольно, смачивает карандаш слюной.
Следует заметить, что детское художественно-эстетическое восприятие и творчество представляет интерес не только как феномен детства, но и как то особое качественное состояние психики, которое является основой художественно-эстетического восприятия и творчества вообще. Примечательно в этой связи то, что П.А. Флоренский секрет всякого творчества усматривает в сохранении юности, а секрет гениальности — в сохранении детства на всю жизнь. А. Маслоу, занимающийся проблемой психологии самовыражения и творчества, высказывает мысль, близкую идее философа. Креативность самоактуализирующего человека, как утверждает психолог, родственна креативности ребенка. В этой связи следует напомнить известную мысль К. Маркса, где он называет греков взрослыми детьми, т.е. взрослыми, сохранившими детское мировосприятие, что явилось одной из причин уникальности их художественного творчества.
Из сказанного логически вытекает вывод о том, что одной из задач художественно-эстетического воспитания должно стать сохранение и развитие того специфического мироощущения, которым обладают дети.
Добавить комментарий