Мнемонический прием в преподавании философии (из опыта работы в педагогическом колледже)

(из опыта работы в педагогическом колледже)

[46]

1990 год заложил основу нового предмета в среднем учебном заведении, и вместо обществоведения был предложен курс «Введение в философию». Этот курс наряду с историей мировой художественной культуры, историей города и многими другими новыми предметами составили и новый учебный план, ставивший целью восстановление традиции формирования российской интеллигенции, ее исторической преемственности с XIX веком, началом XX века. В центре курса «Введение в философию» была поставлена основная (на взгляд преподавателя) проблема соотнесенности понимания свободы и необходимости, которая традиционно выявляла основной вопрос философии о Боге, как это формулировал в своем курсе «Введения в философию» С.Л. Франк (Петроград 1922 год).

Представляется удобным для начала анализа следующее рассуждение.


[table]
[row]
[col]

Свобода

Необходимость

Определяется пониманием Воли человека (его интересы, желания, потребности) Дает понимание Долга, его социальной заданности
Что ориентировано на формирование Интеллекта, куда войдут как составляющие:

Память (учитывая механизмы сохранения, воспроизведения и непредсказуемости); Язык, определяющий смысл и структуру информации; Логика — как умение правильно мыслить по законам нравственности.

Определяет Добро и что есть Бог, Вера, (т.к. интеллект в основном индеферентен к этим понятиям в пользу науки).
Целью интеллекта можно обозначить творчество, где и происходит Я-реализация. Это и формулирует ответственность за творческое Я.

[/col][/row][/table]

Следующим шагом в работе становится исследование исторического процесса развития человечества по такой схеме.
[47]

IMAGE(0)

Постепенное заполнение разделов формирования философии, истории, литературы и прочих сфер человеческой деятельности дает возможность более осознанного запоминания известных фактов с позиций определенного прогресса человечества, а также анализа исторических процессов. Чтобы избежать искушения тенденциозного подхода к анализу философии и истории, выстраивается своеобразный филогенез революционных преобразований в сфере интеллекта от интеллектуальной античной революции, через средневековую противоречивую духовную (с особенностями христианизации всех сфер человеческой деятельности в этот период), к научно-технической революции, учитывая особенности периода Просвещения в разных странах (в т. ч. и России), отмечая также возникновение нового человека (массового, сытого, невоспитанного) в ХХ в. Этот подход учитывает и специфику учебного заведения — педагогическое, и реализацию традиции российского учителя-интеллигента. Следует отметить, что наиболее интересным здесь становится процесс анализа определенной вертикали (например, семинар по теме «1923 год», где были выявлены особенности противоречий между Баденской и Марбургской школами о методе исследования; проанализирована работа Бердяева Н.А. о революции — 1923 года издания; отмечены работы С.И. Гессена «Основы педагогики. Опыт прикладной философии», работы А.Ф. Лосева о языке и другие).

Разумеется, предлагаемый здесь в кратком описании метод для запоминания (мнемонический прием), технология сугубо учебного процесса, но она позволяет рассмотреть курс «Введение в философию» как определенный интегративный срез в отражении формирования человечества в каждом [48]
человеке, обозначая ответственность каждого человека за свое творчество, свою деятельность.

Завершить это краткое суждение хочется словами мудрого замечательного философа современности М.К. Мамардашвили в статье «Если кто и возвращается из ада … »:

«Философствуют только исторические существа. И философия имеет прямое отношение к тому, есть ли такое существо или нет. Ибо знание свободы, опыт сознания как такового («чистого») констатирует человека, без такого знания и знания о таких вещах нет собственно человека как человека». (1991 год).

Добавить комментарий