«Введение в философию». Проект программы курса. 1
I. Пояснительная записка. Философия является одним из обязательных курсов в рамках высшего образования. Он рассчитан на аудиторию студентов 1-го курса, получивших среднее и среднее специальное образование. Такой уровень подготовки студентов является вполне достаточным для восприятия содержания данной программы. Ведущая установка последней состоит не в том, чтобы давать детальные сведения о различных областях философского знания. Это потребовало бы, с одной стороны, более высокого достигнутого уровня образования реципиентов, а с другой стороны, – более значительного объема времени для преподавания дисциплины. Ведущая же установка настоящего курса заключается в том, чтобы дать лишь общий очерк философии как особой формы человеческой деятельности, несводимой к другим ее формам. Иными словами, курс философии представляет собой именно популярный курс, рассчитанный на аудиторию, не занимающуюся философией специально. С методической точки зрения он является герменевтической пропедевтикой философского знания, т.е. исходящим из элементарных процедур толкования формированием предварительного понимания сущности философии. Цель курса состоит, таким образом, в формировании у студентов общего предварительного понимания сущности собственно философской работы в ее отличии от всего того, что таковой не является. В задачи курса входит знакомство с отличием философии по предмету, методу и способу осуществления от нефилософских форм человеческой деятельности, определение позитивной связи ее с этими формами, прежде всего, со специально научными исследованиями. Особое внимание при этом обращается на обнаружение философских проблем в рамках позитивно-научной предметности. Курс философии имеет важное систематическое значение, так как благодаря ему у аудитории должно быть сформировано, по крайней мере, общее представление о применении различных познавательных способностей и, соответственно, приобретенных знаний в частных предметных областях в горизонте предметности как таковой в целом. Общий курс философии может быть удачно дополнен курсами различных дисциплин, преподаваемых аудитории как параллельно, так и после знакомства с ним. Этими курсами могут быть как курсы философских (история философии, логика, этика, эстетика, общая онтология, теория познания, философская антропология, социальная философия и др.), так и нефилософских (когнитивная психология, история идей, эмпирическая антропология, лингвистика, семиотика и др.) дисциплин. В результате знакомства с курсом по философии студенты должны научиться отличать философскую работу от нефилософской по предмету, методу и способу осуществления, находить и адекватно формулировать философские проблемы в изучении соответствующей частной предметной области. Формами организации занятий являются лекции – 36 часов и самостоятельная работа – 64 часа. Самостоятельная работа студентов представляет собой изучение классических трудов, в которых в той или иной перспективе анализируется понятие философии. Промежуточная форма контроля – письменная работа, итоговая – экзамен.
II. Тематический план курса.
1. Первичное отличие философии от распространенных предрассудочных представлений о ней. Что мы называем философией и чем высказываемся как о философском? Невозможность дать простое и непосредственное понятие философии. Предварительная негативная характеристика философии. Основные предрассудки здравого смысла: философия как общие рассуждения, резонерство; философия как софистика; философия как риторика; философия как житейская мудрость и нравоучение. Философия как афористика. Философское – выходящее за область здравого смысла. Философия как артикуляция мистического опыта. Основные предрассудки позитивной научности относительно философии: философия как «авангард частных наук»; философия как «ничья земля»; философия как методология частных наук; философия как обобщение и истолкование результатов частных наук, философия как «терапия языка». Основные предрассудки мировоззренческой мысли: философия как рациональное мировоззрение, философия как идеология и инструкция по изменению мира, философия как мышление в ценностях. Критика предрассудков и отграничение философии.
2. Предмет философии. Ведущий вопрос философии и его модификации. Понятие сущего как такового. Понятие сущего в целом. Последнее основание сущего как сущего. Условие возможности познания сущего как такового. Бытие как то, что определяет сущее как сущее. Проблема единства и многообразия сущего. Невозможность свести различные роды сущего к одному. Понятие категории и предельная всеобщность категориальных определений сущего. (Понятие, категория, идея).Философия как рассмотрение предельных категориальных определений сущего в проблематическом горизонте его единства. Невозможность подвести рассматриваемый предмет под общий род как критерий философского характера самого предмета. Понятия области или региона сущего. Человеческая трансценденция как «место» и условие возможности предмета философии и самой философии. Усложнение понятия предмета философии в связи с понятием человеческой трансценденции. Что ищет философия в своем предмете. Понятия абстрактного и конкретного. Философия как «борьба с абстрактным». Понятие идеи и эйдетический характер раскрытия философией собственной предметной области.
3. Проблема метода философии. Невозможность подступа к предмету философии средствами, раскрывающими определенности частных областей сущего. Необходимость разработки собственного философского метода. Примеры подобных разработок и их анализ. 1) Аналитика и аналитический метод. 2) Диалектика и ее различные модификации. 3) Феноменология: дескрипция и конструкция. 4) Герменевтика как методологическая установка в философии. Соотношение предмета и метода философии: 1) метод как внешнее предмету, 2) метод как путь порождения и формирования предмета, 3) метод как предмет, взятый в его модальном моменте, 4) метод как позволение предмету раскрыться.
4. Проблема научного статуса философии. Наличие собственного предмета и методов у философии в контексте проблемы научности философии. Сверхчувственность предмета философии. Умопостижение как собственная сфера философии. Философия как постижение в понятиях. Априори и апостериори в философии. Умозрение и опыт: понятие и проблема опыта в философии. Проблема начала философского знания. Проблема последовательности и систематичности в философии. Завершенность и бесконечность философской науки. Проблема доказательности в философии. Тематизация и проблематизация, формализация и схематизация в философии. Строгость философии как науки и несопоставимость строгости с понятием точности. Спор о возможности философии как теоретической науки и практическое обоснование философского знания. Проблема множественности позиций в философии и единства философской науки. Структура философии как научной дисциплины и рассмотрение основных ее разделов и рубрик. Общая онтология и региональные онтологии. Метафизика. Теория познания. Логика. Этика. Эстетика. Социальная философия. Философская антропология. Философия истории и др.
5. Философия как философствование. Неосуществимость философии без индивидуального усилия философствования. Научно-логический и экзистенциальный моменты в понятии философии. Философия как природа человеческого и философия как действие свободы. Понятие философии как естественной склонности. 1) Человек, именно поскольку он человек, заранее и всегда поставлен в философскую ситуацию. 2) Априорность: философия обращена к тому, что является заранее уже известным в ситуации человеческой трансценденции. Философия как узнавание известного, но неузнанного. Проблема начала философии как философствования. Удивление, сомнение, ощущение иллюзорности сущего, скука, ужас, ностальгия и пр. Точка невозвращения. Направление хода осуществления всякой философской работы: от наиболее фундаментального для нас к наиболее фундаментальному самому по себе. Философия как наиболее далекий путь к ближайшему. Возвращение. Проблема завершенности и незавершенности усилия философствования. Философия как действие свободы. Ответ на вызов и действие самоопределения. Дистанцирование и обращенность на себя. «Я сам» в философии и незаменимость философствующего. Свобода философствующего: вопрос пользы и вопрос достоинства. Философия как событие философствования, захватывающее человека целиком. Философствование как свободное осуществление естественной склонности. Философия как бодрствование.
6. Проблема соотношения философии и истории философии. Исторический релятивизм и история философии как аргумент против философского мышления. Философия как результат воздействия определенных исторических обстоятельств. Догматизм в истории философии. История философии как форма и способ осуществления самой философии. Самораскрытие и саморазвертывание проблемного поля философии в ее истории. История философии как история самостоятельного применения разума. История философии как история нахождения философией самой себя. История философии как возрастающее последовательное забвение философией своего собственного существа. Прогрессивное и регрессивное в истории философии. Проблематичность прогресса в истории философии в смысле прогресса в специальных науках. История философии как вечное возвращение того же самого, как возобновление всякий раз заново постановки исходных философских вопросов. Проблема возникновения философии в Древней Греции. Миф и логос. Уникальность и однократность исторического события философии. Древняя и Новая философия. Проблема завершенности философского мышления в Новое время и проблема деструкции истории философии в Новейшее время. Завершенность философии и абсолютное присутствие таковой в постфилософскую эпоху.
7. Историческое формирование проблемного поля философии. Формирование понятия о философии как умозрительной науке в Античности. Платон и Аристотель. Понятие самого по себе сущего и понятие эйдоса. Иерархия идей и идея блага. Диалектика у Платона. Припоминание. Понятие «первой философии» и ее место среди других наук по Аристотелю. Наука о первых причинах и началах. Учение о четырех причинах. Учение о сущности. Бытие в возможности и бытие в действительности. Учение об уме перводвигателе и теологическое измерение первой философии. Рассмотрение некоторых метафизических проблем на материале средневековой философии: проблема бытия универсалий, проблема различия и соположенности сущности и существования, проблема онтологического доказательства бытия бога. Требование обоснованности метафизики в Новое время: «я мыслю» Декарта и принцип достаточного основания у Лейбница. Смысл и значение критики для построения метафизики в качестве науки по Канту. Философия как саморазвертывание определений абсолютного субъекта, взятого как сущее само по себе (Фихте, Шеллинг, Гегель). Разбор корпуса традиционной метафизики в современной мысли (Хайдеггер, Делез, Деррида). Проблема дальнейшего самоопределения философии.
8. Философия и другие способы постижения существующего. Философия и здравый смысл. Философия как «мир наизнанку». Здравый смысл против философии и вместо философии. Философия как борьба со здравым смыслом и осознанное возвращение к здравомыслию. Философия и частные позитивные науки. Общее и различное. Понятийность и степень общности. Раздельность логического и экзистеницальных моментов в понятии науки в случае частных наук и нераздельность данных моментов в случае философии. Верифицируемость и неферифицируемость. Философия и методология наук. Региональные онтологии и специальные позитивно-научные дисциплины. Ученый специалист как философ: философская ситуация в науке. Философия и искусство. Понятие и образ. Рациональное и чувственное. Направленность на мир в целом. Различие присутствия мира для философии и для искусства. Способность искусства дать присутствовать всеобщему в единичном. Философия и религия. Общность предмета и различие средств. Понятие и представление. Разумение и вера, их взаимные границы. Понятие «философской веры» и так называемая «религиозная философия». Несводимость философии ни к одному из других способов постижения мира и проблема автономности философии и осуществления себя человеческой природы в ней.
III. Содержание тем и разделов.
№ темы Название темы Количество лекционных часов. Количество часов, отведенных для самостоятельной работы.
- Первичное отличие философии от распространенных предрассудочных представлений о ней. 4 часа, 8 часов
- Предмет философии: 4 часа, 8 часов
- Проблема метода философии: 4 часа, 8 часов.
- Проблема научного статуса философии: 4 часа, 8 часов
- Философия как философствование: 8 часов, 16 часов
- Проблема соотношения философии и истории философии: 4 часа, 8 часов.
- Историческое формирование проблемного поля философии: 4 часа, 8 часов
- Философия и другие способы постижения существующего: 4 часа
IV. Список литературы.
- [1] Настоящая программа впервые была размещена на официальной страничке Регионального семинара по повышению преподавательского мастерства Современная коммуникативная философия и коммуникативные стратегии в преподавании философии на сайте Европейского гуманитарного университета (EHU) в 2004 г. На данном сайте публикуется без изменений.
- [2] Аристотель. Метафизика. Кн. I , гл. 1, 2, кн. III, гл. 1, кн. IV, гл. 1-3, кн. VI, гл. 1, кн. XI, гл. 3, 4 // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М. 1976.
- [3] Аристотель. Метафизика. Кн. V, гл. 2, 4, 7, 8, 12, кн. VI, гл. 4, кн. VII, гл. 1, кн. IX, гл. 1, 6, 7, кн. XII, гл. 6, 7, 9. // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М. 1976.
- [4] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. кн. I. Введение в историю философии. А. Понятие истории философии – В. 3. с. Начало философии в Греции. СПб, 1994.
- [5] Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Введение. СПб. 1994
- [6] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
- [7] Декарт Р. Размышления о первой философии. // Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. Том 2. М. 1991.
- [8] Кант И. Критика чистого разума. Введение. М. 1994
- [9] Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800 года. Разделы III, IV. // Кант И. Трактаты. СПб, 1996.
- [10] Платон. Государство. Кн. VI, VII до абзаца 519 с. // Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3 М. 1994.
- [11] Платон. Софист. // Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. М. 1994.
- [12] Фихте И.Г. О понятии наукоучения или так называемой философии. // Фихте И.Г. Сочинения в 2-х томах. Том 1, СПб. 1993
- [13] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993.
- [14] Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х томах. М. 1989.
- [1] Булгаков С. Н. Трагедия философии. // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-томах, т. 1, М, 1993.
- [2] Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
- [3] Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998.
- [4] Делез Ж. Различие и повторение. СПб, 1998.
- [5] Деррида Ж. Различание. // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб, 2001.
- [6] Канке. В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2001.
- [7] Кант И. Критика практического разума. Введение, §§ 1-8, Кн. II, гл. I-II, разд. I-IV. СПб, 1995.
- [8] Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
- [9] Мамардашвили М.К. Введение в философию. М., 1992.
- [10] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. // http://philosophy.ru/library/mmk/kak_pon.htm
- [11] Муравьев А.Н. История философии как философская наука. // http://philosophiya.ru/library/murawoy/Murawoy_h_ph_sc.zip
- [12] Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет? // Рикер П. “Герменевтика. Этика. Политика”, М., 1995.
- [13] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов, М., 1990.
- [14] Философия: Учебник для вузов. Под общ. ред. В. В. Миронова. М., 2004.
- [15] Фуко М. Слова и вещи, СПб, 1994.
- [16] Хайдеггер М. Введение в метафизику, СПб, 1998.
- [17] Хайдеггер М. Гегель и греки // Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993.
- [18] Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Введение. СПб, 2001.
- [19] Хайдеггер М. Учение Платона об истине. // Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993.
- [20] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993.
- [21] Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера, Гл. III, § 3. 4 Феноменология как поступок. СПб, 2001.
- [22] Ясперс К. Философская вера. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Добавить комментарий