О преподавании философии студентам нефилософских специальностей

Аннотация. 1

Данный доклад является подведением итогов трехлетнего преподавания философии для студентов нефилософских факультетов Санкт-Петербургского Государственного университета. В нем выдвигается идея философски образованного ученого-специалиста; а также определяется ведущая цель такого образования. Здесь также выявляются пять методологических установок, позволяющих эту цель достичь. А именно.

  1. Критика общих предрассудков в отношении философии и сравнение ее с другими формами постижения мира.
  2. Установление сходств и отличий философии как науки и частных наук.
  3. Сопоставление философии как науки с философией как естественной склонностью и как экзистенциальным действием философствования.
  4. Рассмотрение соотношения философии и истории философии.
  5. Формулировка первичных определений существа и структуры философии. В докладе даются указания на связь этих установок с конкретной формой и конкретным содержанием общего курса по философии.

* * *

The summary: the given report is summarizing the three-years teaching of philosophy for the students of not philosophical faculties of the St.-Petersburg State university. The idea of the philosophically educated scientist is put forward in it; and also the conducting purpose of such education is defined. Five methodological settings allowing this purpose to achieve here also come to light. Namely. 1) Criticism of common prejudices concerning philosophy and comparison it with other forms of comprehension of the world. 2) Finding the similarities and differences of philosophy as science and positive sciences. 3) Comparison of philosophy as science with philosophy as natural propensity and as existential action of philosophizing. 4) Consider a relation of philosophy and history of philosophy. 5) Formulation of primary definitions of an essence and structure of philosophy. Connection of these settings with the concrete form and concrete contents of a general course on philosophy are instructed in the report.

Текст.

В своем сообщении мне хотелось бы сделать несколько формальных выводов из уже состоявшегося (впрочем, не столь большого - три года) опыта преподавания философии для студентов нефилософских специальностей Санкт-Петербургского Государственного университета. Пожалуй, для меня это первая попытка отчетливо воспроизвести условия работы, ее определенные методологические установки. Поэтому я хотел бы попросить читателя не судить данное сообщение строго в виду его предварительного характера.

Прежде всего, следует сказать следующее: фактическая ситуация в преподавании философии для нефилософских специальностей такова, что аудитория может быть представлена самыми различными специальностями, как "естественными", так и "гуманитарными". Также формы и продолжительность занятий, как правило, значительно разнятся - от семестрового семинарского курса, который следует за лекционным курсом другого преподавателя, до двухсеместрового лекционного курса.

В подобной ситуации возникает необходимость в создании методических схем, которые подходили бы в самых различных случаях, но вместе с тем, по возможности, не профанировали содержание философского курса. При этом, на мой взгляд, его ведущей идеей в случае нефилософских факультетов является идея философски образованного ученого-специалиста. Такая идея не заключает в себе того, что названный специалист, кроме позитивных занятий предметом собственной дисциплины, должен непременно заниматься также и философскими обоснованиями этой дисциплины. Хотя, конечно же, и эта возможность не исключается. Но существенным в ней является то, что философски образованный ученый, и как ученый, и как человек, благодаря занятиям философией оказывается способным соотносить свои знания и навыки с возможным предельным горизонтом их применения вообще.

Если же принять идею о философском образовании ученого-специалиста, то ведущей целью такого образования будет формирование у слушателей понятия об особенности философской работы. Эта цель может показаться слишком общей, что, в общем-то, справедливо. Однако в виду фактического положения дел с преподаванием философии на нефилософских факультетах поставленная цель представляется оптимальной. В случае, когда общее понятие об уникальности философской установки уже выработано у слушателей, каждый из них, исходя из своих собственных интересов, сможет восполнить недостаток положительных знаний благодаря самостоятельной работе.

Достижение названной цели требует формирования следующих установок.

Во-первых, негативного указания на отличие философии от других способов постижения мира. Здесь основная трудность заключается в том, чтобы отличить собственно философское понимание философии от внешних ей предрассудков, приписывающих этому понятию неадекватные значения. Очень важно для предварительного понимания отличить философию от различных форм идеологии ("философий" различных политических и общественных движений, слоев общества, даже коммерческих предприятий и частных лиц). Приходится также указывать на некорректность понимания философии как житейской мудрости, как индифферентного отношения к происходящим событиям, как различного рода мистико-эзотерических учений и, главное, понимания философии как публицистической или квазинаучной интерпретационной деятельности по поводу уже достигнутых другими видами человеческой деятельности результатов. Традиционное отличие философии от мифологии, искусства и религии оказывается несколько более простым, и трудности, вызываемые им, связаны более с общетеоретическими трудностями такого отличия, нежели с укоренившимися в сознании слушателей предрассудками.

Во-вторых, преподавание философии на факультетах, связанных с частными науками, требует уделить особое внимание сравнению философии с этими науками в целом. К счастью, такое сравнение уже может вестись на формальном уровне. Позитивно здесь выделяется сходство философии с науками и, соответственно, научная конституция философии. А именно, за счет того, что философия, как любая наука, есть a) постижение в понятиях, b) методически связывающая таковые в единое взаимосвязанное целое. В качестве различия указывается радикальное различие философии как науки и частных наук. Научность философии должна быть показана как не являющаяся отвлечением от научности фактически существующих частных наук, а как самой философией вводимое и обосновываемое из собственных нужд требование научности (особый характер предмета философии, понятий философии, методов философии, независимость ее от опыта, и т.д.). Необходимо также указать в связи с этим, что философия не есть наука, выполняющая служебную функцию по отношению к частным, даже если эту функцию и именовать "царской". В этом смысле из курса философии следует исключить методологию науки; дисциплину, безусловно, полезную, но имеющую совсем иную природу и иные задачи. Примеры из частных наук также должны быть лишь частностью в виду общей цели.

В-третьих, в связи с выявленным научным статусом философии следует указать на проблему соотношения философии как науки и философии как "естественной склонности". В этом смысле философия в качестве науки должна быть рассмотрена как осуществление философии как естественной склонности и немыслимой без такого осуществления. С другой стороны, здесь же требуется указать на необходимость осуществления философии как науки в философствовании как экзистенциальном деянии философствующего.

В-четвертых, особого разбора требует соотношение философии и истории философии. Точнее, проблемы возможности единства философии при плюрализме философских позиций в ее истории и проблемы скептицизма в отношении достижения философских истин из-за исторической смены таковых. Здесь же должны быть намечены основные проблемы происхождения философии, а также ее возможной завершенности. Этой установке должен соответствовать первый, вслед за общим введением, в котором сами установки обозначаются, блок курса философии - историко-философский. Его задачей является формирование на конкретных примерах представления о способах философской работы. Поэтому из всего историко-философского материала выбираются показательные образцы, в которых понятие философии продумано наиболее глубоко. Соответственно, историко-философский блок ориентирован на показ постановки основных философских вопросов и способов понимания философии в истории таковой. В общем виде можно выделить следующие темы в историко-философском блоке: 1) Философия Древней Греции, с акцентом на философию Платона и Аристотеля. 2) Философское значение мысли в Средние Века (преимущественно у схоластов). 3) Философия Нового времени: рационализм и эмпиризм. 4) Критическая философия Канта. 5) Послекантовский немецкий идеализм, с акцентом на завершение классической философии в систематике Гегеля. 6) Разложение проблематики философии в послегегелевский период: иррационализм, философия жизни, позитивизм, неокантианство. 7) Продолжение разложения проблематики философии и попытки ее возрождения в современности: основные направления (феноменология, экзистенциализм, философская антропология, онтология структурализм и постструктурализм, аналитическая философия).

В-пятых, наконец, необходимо дать установку на общие позитивные характеристики философской работы. К ним можно отнести следующие. 1) Философия есть понятийное постижение того, что присуще существующему как таковому и в целом. 2) Философия есть вместе с тем понятийное постижение сущности сущего и способа быть каждого в своем роде. Философский компонент поэтому содержится в скрытом виде также и во всех нефилософских способах соотношения человека с миром. Она имеет дело с теми определениями, которыми все нефилософские виды деятельности заранее оказываются подчиненными, но которые могут быть выявлены только посредством философии. 4) Философия предполагает конечное отвечающее сущему в целом существо. Она есть деятельность конечного ума в опоре только на свои собственные силы и возможности. 5) Философия имеет свое собственное предметное поле (сущность сущего в целом и в его основных видах), которому соответствует собственное дисциплинарное устройство философии. В качестве модели последнего я выбрал модель универсальной и региональных онтологий. Хотя эта модель, на мой взгляд, весьма спорна. Под рубрику региональных онтологий подпадают такие философские дисциплины, которые изначально не мыслились в какой бы то ни было онтологической связи вообще. Но на данный момент она представляется наиболее эффективной, так как позволяет унифицировать весь корпус философских дисциплин хотя бы в педагогических целях.

Этой установке соответствует второй - проблемно-теоретический - блок в общем курсе философии. В нем последовательно рассматриваются основные проблемы, равно как и возможные варианты их решения, главных философских дисциплин. К сожалению, в выборе последних я вынужден ориентироваться на эмпирическое обстоятельство существования кафедр философского факультета; по крайней мере тех, которые на деле относятся к предметной области философии.

* * *

Сведения об авторе:

Паткуль Андрей Борисович, ассистент кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского Государственного университета, тел.: (812) 349 72 58, e-mail: patkul@AP10421.spb.edu

Примечания
  • [1] Текст настоящего доклада впервые был размещен на сайте интернет-конференции "Пути повышения качества философского образования в средней и высшей школе" в 2003 г. На данном сайте публикуется без изменений.
    Image number -1 not found.

Комментарии

О преподавании философии студентам нефилософских специальностей

Аватар пользователя Чеслав Далецкий
Чеслав Далецкий
пятница, 08.09.2017 14:09

Философия для студентов первого курса аналогична процессу отделки помещений в непостроенном доме. Это бесполезное дело с точки зрения результативности образования, но сопоставимо с актом выполненных работ по невыполненным работам. Лишь бы деньги списать и обналичить. Философия для студентов 1-го курса была введена учебными планами в дикие двухтысячные годы лоббистами из негосударственных вузов в целях извлечения максимальной прибыли. На первые курсы перекочевали все учебные дисциплины гуманитарного блока из-за недостатка преподавателей специальных дисциплин. После первого курса студенты отчислялись из вузов по неуспеваемости (количество отчисленных доходило до 50%). На последующих курсах продолжали обучаться студенты в соответствии с наличием ППС по дисциплинам профессионального блока. В результате самоотверженной работы Рособрнадзора ситуация с вузами улучшилась, но почти все гуманитарные дисциплины в учебных планах остались для первого курса.
Количество часов, выделяемых на философию, свидетельствует о потере фундаментального образования.

Добавить комментарий